• Головна
  • 132 года назад и сейчас: история Николаевского Яхт-клуба, - ФОТО
12:20, 25 травня 2021 р.
Надійне джерело

132 года назад и сейчас: история Николаевского Яхт-клуба, - ФОТО

132 года назад и сейчас: история Николаевского Яхт-клуба, - ФОТО

Николаевский Яхт-клуб.

В рамках спецпроекта “Николаев исторический” редакция 0512.ua. продолжает знакомить жителей с городом. Мы уже узнали о различных домах, о курганах и о первом поселении, но не стоит забывать, что Николаев все же город на волне, и в этот раз речь пойдет о Яхт-клубе. Месте, где можно отдохнуть, насладиться воздухом и посмотреть на яхтсменов в период их соревнований.

Какая история Яхт-клуба, что было там раньше, а что сейчас - все это в нашем материале. 

Николаев создан для водного спорта, и парусным спортом начали заниматься еще в XIX веке. Но тогда занимались любители, а вот общество водного клуба и сама организация Яхт-клуба подпадает под конец 80-х. В 1887 году, 12 августа, прошло собрание, на котором желающие могли стать членами Яхт-клуба. Но важно отметить и то, что членами Яхт-клуба могли быть не все, а представители узкого круга местной знати. В 1888 году устав утвердило министерство, а официальное открытие состоялось через год - 7 мая 1889 года.

Яхт-клуб города Николаева имеет предметом распространения охоты к плаванию на гребных, парусных и паровых судах, а равно улучшение их постройки. С этой целью клуб учреждает гонки судов, устраивает беседы по предметам, относящимся до морского дела, выписывает из-за границы суда и модели и содержит мастерские для постройки их, - шла речь в уставе.

Николаевский Яхт-клуб

Также устав регламентировал и форму. Она должна была быть типичного покроя, но не темно-синего, как в большинстве случаев, а темно-зеленого цвета. Командору и вице-командору разрешалось также носить треугольную шляпу с петлицею из золотого жгута.

Первоначально Яхт-клуб с пристанью и сараем построили на реке Ингул, а в 1887 году Яхт-Клуб переместился в Спасск. Тогда он было пригородом Николаева. 

– Яхт-клуб – это место, в котором была сконцентрирована культурная, спортивная и военная жизнь города в XIX веке. Его создание инициировано не какими-то царствующими особами, а жителями Николаева. Первый яхт-клуб находился в районе Нижнего бульвара, но николаевцы – люди с размахом, он им показался маленьким. Да и регаты там было неудобно проводить. Поэтому, по настоянию членов яхт-клуба во главе с Николаем Аркасом, Иваном Баптизманским, Владимиром Рюминым, его перенесли ближе к гавани, то есть как раз в эту часть, где он находится и поныне. И морское министерство безвозмездно выделило ее под благоустройство нового яхт-клуба, – рассказывала краевед Татьяна Губская на одной из экскурсий. 

Спасск имел много названий: и Спасский сад, и Спасское урочище, и просто Спасское. На берегу урочища находились сразу три источника. Самым большим был Турецкий фонтан, в середине XIX века фонтан реконструировали в мавританском стиле. По легенде, возле источника отдыхали Иван Мазепа и шведский король Карл XII.

Вернемся к Яхт-клубу, в конце XIX века часть  земли Спасска отдали Николаевскому Яхт-клубу, а в 1904 году архитектор Леопольд Роде создал здание в стиле итальянского ренессанса, напротив которого поставили морские пушки, врытые в землю. 17 мая 1904 года здание торжественно открыли. 

Первыми членами Яхт-клуба были 66 человек, а его командорами - адъютант Главного командира Черноморского флота и портов Евгений Голиков, командир николаевского порта Сергей Тыртов, историк и композитор Николай Аркас. Уже в 1914 году флотилия состояла из 109 судов, а  в самом Яхт-клубе было более 300 спортсменов. Каждый день яхтсмены поднимали флаг в 8 утра и опускался он с заходом солнца. А в праздники, а также по воскресеньям, яхты украшали флагами,  по вечерам играл оркестр. Первые суда закупили за границей. Их привозили из Англии, Швеции, Финляндии, а небольшие суда строили в мастерской Яхт-клуба

В период революции и гражданской войны, лучшие яхты или же перегнали за границу, или же сожгли. В XX столетии, в 1930-х годах, у Яхт-клуба началась новая жизнь. На территории Спасска обустроили летний театр в виде открытой ракушки, а также площадку со скамьями. Что касается Яхт-клуба, то благодаря многочисленным победам спортсменам, он был лучшим в Советском союзе, а закрытый город Николаев стал известен за пределами. 

Ударом по Яхт-клубу была и немецкая оккупация в период Второй мировой войны. Парусный флот перегнали в Румынию, суда, что остались просто разрушили. Не было ни одной яхты. К счастью, Яхт-Клубу удалось возродиться, и в 1949 году в Николаеве провели Первенство Советского Союза. С 1952 года в Николаеве проводятся соревнования, посвященные памяти Петра Шмидта.  В 1982 году в пяти гонках по Днепро-Бугскому лиману участвовало 600 яхтсменов из различных уголков Украины: Одессы, Николаева, Херсона, Севастополя и Днепропетровска. 

Нельзя отдельно не упомянуть и о яхте “Икар”. Завершив атлантический поход на яхте “Арктика”, яхтенный капитан Борис Степанович Немиров с группой энтузиастов создали проект новой яхты. И это была не просто яхта, они были намерены сделать такую, которая сможет пройти все океаны. Первый рейс вокруг света прошли на яхте под названием “Икар”.

7 сентября 1987 года “Икар” с экипажем в составе 9 бывалых моряков под командованием капитана Бориса Немирова вышел из Николаева.  За 325 дней они совершили первое кругосветное плавание на яхте в СССР, посетив Канарские острова, Тасманию, обогнув мыс Горн и остров Святой Елены. Трем членам экипажа — капитану, старшему помощнику Анатолию Кузнецову и матросу Владимиру Терняку — были присвоены звания заслуженных мастеров спорта СССР.

“Так закончился великий поход яхты “Икар”. Пройдено 31000 миль, без аварий и ЧП. Какие выводы можно сделать в итоге. Яхта показала себя прекрасно. Корпус хорошо держит удары волн, броски на волне, резкие неожиданные крены. Стоячий такелаж выдержал все. Бегучий такелаж меняли несколько раз, но это неизбежно за такой переход и в экстремальных условиях. Но главное выдержали люди. Все здоровы. Болезней не было. Ушибы, порезы, царапины — это мелочи. Главное характеры стали еще крепче”.

В 1992 году “Икар”, как почетный гость, принял участие в международной регате “Колумбус-92”. Впервые под флагом независимой Украины парусник совершил поход в Нью Йорк и назад. А в 2003 году “Икар” был единственной яхтой в Украине, принявшей участие в регате “Третье тысячелетие под парусами”: Италия- США-Канада-Нидерланды. 

Сейчас же история Яхт-клуба продолжаются. Юные яхтсмены под чутким руководством наставников продолжают прославлять Николаев.

По материалам: Николаевская областная федерация парусного спорта, Укринформ, Николаевская правда

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#история #новости николаев #яхт-клуб #история яхт-клуба #создание яхт-клуба
0,0
Оцініть першим
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Спецтема
Редакція 0512.ua. підготувала для читачів цікавий спецпроект про історію міста. Тут ви зможете прочитати цікаві факти про Миколаїв, про людей, які тут жили та історію вулиць, районів, будинків.
Оголошення
live comments feed...