
Шестьдесят лет назад открыли движение по Варваровскому мосту в Николаеве, - ФОТО
Шестьдесят лет назад - в июле 1964 года, открыли движение по Варваровскому мосту в Николаеве. Этот мост является уникальным для всей Украины, ведь имеет вертикальную разводную часть, а длина основной части - 750 метров и 1350 метров вместе с насыпной дамбой.
Редакция 0512 предлагает ознакомиться с историей строительства моста.
Первую переправу через Южный Буг в Николаеве построили в 1827 году. Сама переправа была в районе Малой Коренихи. По словам николаевского краеведа, автора книги "От старой переправы до Варваровского моста" Александра Лагошняка, уже в 1830-х годах понимали, что паромная переправа не справляется с грузовыми перевозками. И тогда у губернатора зародилась идея, что стоит строить мост, но, как всегда, все упиралось в деньги. А средств для этого не хватало.
Чуть позже, в 1855 году, через Южный Буг построили наплавной мост. Ширина моста составляла 6 метров и выдерживала до 9 тонн. Ему удалось простоять до второй мировой войны. Как рассказывает краевед Александр Лагошняк, на Варваровский мост нельзя было ступить просто так. Наплавной мост был платным до 1939-го, а уже после Второй Мировой войны деньги за проезд не брали.
Да и брать было не за что, потому что между двумя мировыми войнами его не ремонтировали. И мост был в плачевном состоянии.
Когда же мост восстановили, он смог выдерживать только 5 тонн, а также было возможно только одностороннее движение. Мост возвели из тысячи еловых досок, длина которых составляла 13 метров. Толщина их была 53 сантиметра. Эти бревна по 15-18 штук соединялись в секции, а секции получили название "пленницы" из-за того, что были пленные. В разные годы мост состоял из разного количества "пленниц". Это связано с тем, что за свою 109-летнюю историю мост перестраивался. Причина в том, что с годами бревна набирали воду и теряли подъемную силу, а мост проседал. Колеса транспорта из-за этого были в воде.
Тяжелому транспорту приходилось ездить в объезд, наматывая лишние километры. Машинам, которые ездили по переправе, тоже не очень легко добраться на противоположный берег. Водителям приходилось стоять в очереди, пока не закончится движение с противоположной стороны и только потом ехать. Пассажиры вообще выходили из автобуса, чтобы транспорт не ушел под воду.
Зимой было еще хуже. Шквальный ветер и дожди - главные враги, из-за которых на недели прекращалось движение, пока не отремонтируют мост.
По городу ежедневно проезжало более тысячи телег. А еще стоит вспомнить и то, что разводили его в день не раз и не два. Иногда приходилось разводить мост и по восемь раз.
"Только за один месяц 1901 года по нему проехало только экипажей и повозок около 40 тысяч, около 2 тысяч подвод, запряженных волами, более тысячи всадников, плюс тысячи единиц скота. В то же время увеличился водный транспортный поток. За один месяц этого же года через разведенный мост проходило в среднем 150 пароходов и около четырехсот барж, а также парусники, баркасы, лодки и т.д.", - отмечает автор книги о Варваровском мосту.
А на базаре, который находился в центре города, расположилась мачта с сигнальным флажком. Делалось это для удобства жителей, чтобы они знали разведен Варваровский мост или нет.
В начале ХХ века также понимали, что мост нужен и должен быть обязательно разводным. Важно и то, что движение должно быть двусторонним. Весь вопрос - деньги. Между тем состояние моста ухудшилось еще сильнее. Во время войны мост взорвала отступающая красная армия в 1941 году, после - 1944 его взорвали немцы.
Выходом из ситуации стало то, что в 1957 году "Киевдипротранс" утвердил новый мостовой переход, который должен был соединить Варваровку и центр Николаева, автомагистраль Одесса - Николаев - Херсон - Запорожье - Мелитополь.
Оба берега реки были заняты. С Варваровской стороны после съезда с моста не было ни переулка, ни улицы. Эта территория была занята жилыми дворами и поэтому приходилось переселять несколько кварталов в другое место.
Что касается николаевской стороны, то она была занята военно-морской частью. Руководство части не хотело уступать. В конце концов, построили целую улицу домов, сейчас это улица Мостостроителей. И одну сторону улицы отдали под жилье офицерам морской части, в другую сторону заняли мостостроители.
Строительство уникальной конструкции началось уже в 1958 году коллективом Николаевского мостопоезда №444 под руководством Льва Георгиевича Карели. Строительство моста само по себе уникальное, ведь впервые в мировой практике мостостроения по стендовой технологии изготовили предварительно-напряженные, а кроме этого - вдвое длиннее железобетонные балки пролетных строений.
С такими методами строительства мостов никто не был знаком. И когда проект представляли мостостроителям, то строители были шокированы новинкой. Они привыкли к архаичному строительству моста, а свайный метод был чем-то новым. Это действительно был не классический метод. Как рассказывает краевед Андрей Шинкаренко, сваи забивал капер, но они забивались в породы почвы и не могли идти дальше. Был специальный способ подмывания: под низ подавалась вода под большим давлением и свая забивалась еще глубже.

Пока мост строился, рядом был старый наплавной мост. Он доживал свои последние дни. И только после того, как открыли новый Варваровский мост, наплавной разобрали.

Торжественное открытие моста состоялось 18 июля 1964 года. Тогда собралось много горожан и не меньше чиновников. Звучали хвалебные речи, благодарности работникам. Выступили и те, кто непосредственно участвовал в строительстве моста. И под аплодисменты, конечно, перерезали ленточку. Как только движение началось, мост мгновенно заполнился людьми - одни заняли пешеходные дорожки, другие ехали в автомобилях. Первыми по мосту проехались самые маленькие николаевцы, после них на машинах ехали пионеры, передовики производства. Также в колонне заметили и машину, в которой ехали молодожены.
Материал написан по статьеНиколаевского базара и по видеосюжету Николаевские мосты, часть 2.
Фото: Николаевская база, открытые источники.