• Главная
  • Шестьдесят лет назад открыли движение по Варваровскому мосту в Николаеве, - ФОТО
12:30, 18 июля 2024 г.
Надежный источник

Шестьдесят лет назад открыли движение по Варваровскому мосту в Николаеве, - ФОТО

Шестьдесят лет назад - в июле 1964 года, открыли движение по Варваровскому мосту в Николаеве. Этот мост является уникальным для всей Украины, ведь имеет вертикальную разводную часть, а длина основной части - 750 метров и 1350 метров вместе с насыпной дамбой.

Редакция 0512 предлагает ознакомиться с историей строительства моста.

Первую переправу через Южный Буг в Николаеве построили в 1827 году. Сама переправа была в районе Малой Коренихи. По словам николаевского краеведа, автора книги "От старой переправы до Варваровского моста" Александра Лагошняка, уже в 1830-х годах понимали, что паромная переправа не справляется с грузовыми перевозками. И тогда у губернатора зародилась идея, что стоит строить мост, но, как всегда, все упиралось в деньги. А средств для этого не хватало.

Чуть позже, в 1855 году, через Южный Буг построили наплавной мост. Ширина моста составляла 6 метров и выдерживала до 9 тонн. Ему удалось простоять до второй мировой войны. Как рассказывает краевед Александр Лагошняк, на Варваровский мост нельзя было ступить просто так. Наплавной мост был платным до 1939-го, а уже после Второй Мировой войны деньги за проезд не брали.

Да и брать было не за что, потому что между двумя мировыми войнами его не ремонтировали. И мост был в плачевном состоянии.

Когда же мост восстановили, он смог выдерживать только 5 тонн, а также было возможно только одностороннее движение. Мост возвели из тысячи еловых досок, длина которых составляла 13 метров. Толщина их была 53 сантиметра. Эти бревна по 15-18 штук соединялись в секции, а секции получили название "пленницы" из-за того, что были пленные. В разные годы мост состоял из разного количества "пленниц". Это связано с тем, что за свою 109-летнюю историю мост перестраивался. Причина в том, что с годами бревна набирали воду и теряли подъемную силу, а мост проседал. Колеса транспорта из-за этого были в воде.

Тяжелому транспорту приходилось ездить в объезд, наматывая лишние километры. Машинам, которые ездили по переправе, тоже не очень легко добраться на противоположный берег. Водителям приходилось стоять в очереди, пока не закончится движение с противоположной стороны и только потом ехать. Пассажиры вообще выходили из автобуса, чтобы транспорт не ушел под воду.

Зимой было еще хуже. Шквальный ветер и дожди - главные враги, из-за которых на недели прекращалось движение, пока не отремонтируют мост.

По городу ежедневно проезжало более тысячи телег. А еще стоит вспомнить и то, что разводили его в день не раз и не два. Иногда приходилось разводить мост и по восемь раз.

"Только за один месяц 1901 года по нему проехало только экипажей и повозок около 40 тысяч, около 2 тысяч подвод, запряженных волами, более тысячи всадников, плюс тысячи единиц скота. В то же время увеличился водный транспортный поток. За один месяц этого же года через разведенный мост проходило в среднем 150 пароходов и около четырехсот барж, а также парусники, баркасы, лодки и т.д.", - отмечает автор книги о Варваровском мосту.

А на базаре, который находился в центре города, расположилась мачта с сигнальным флажком. Делалось это для удобства жителей, чтобы они знали разведен Варваровский мост или нет.

В начале ХХ века также понимали, что мост нужен и должен быть обязательно разводным. Важно и то, что движение должно быть двусторонним. Весь вопрос - деньги. Между тем состояние моста ухудшилось еще сильнее. Во время войны мост взорвала отступающая красная армия в 1941 году, после - 1944 его взорвали немцы.

Выходом из ситуации стало то, что в 1957 году "Киевдипротранс" утвердил новый мостовой переход, который должен был соединить Варваровку и центр Николаева, автомагистраль Одесса - Николаев - Херсон - Запорожье - Мелитополь.

Оба берега реки были заняты. С Варваровской стороны после съезда с моста не было ни переулка, ни улицы. Эта территория была занята жилыми дворами и поэтому приходилось переселять несколько кварталов в другое место.

Что касается николаевской стороны, то она была занята военно-морской частью. Руководство части не хотело уступать. В конце концов, построили целую улицу домов, сейчас это улица Мостостроителей. И одну сторону улицы отдали под жилье офицерам морской части, в другую сторону заняли мостостроители.

Строительство уникальной конструкции началось уже в 1958 году коллективом Николаевского мостопоезда №444 под руководством Льва Георгиевича Карели. Строительство моста само по себе уникальное, ведь впервые в мировой практике мостостроения по стендовой технологии изготовили предварительно-напряженные, а кроме этого - вдвое длиннее железобетонные балки пролетных строений.

С такими методами строительства мостов никто не был знаком. И когда проект представляли мостостроителям, то строители были шокированы новинкой. Они привыкли к архаичному строительству моста, а свайный метод был чем-то новым. Это действительно был не классический метод. Как рассказывает краевед Андрей Шинкаренко, сваи забивал капер, но они забивались в породы почвы и не могли идти дальше. Был специальный способ подмывания: под низ подавалась вода под большим давлением и свая забивалась еще глубже.

Шестьдесят лет назад открыли движение по Варваровскому мосту в Николаеве, - ФОТО, фото-4

Пока мост строился, рядом был старый наплавной мост. Он доживал свои последние дни. И только после того, как открыли новый Варваровский мост, наплавной разобрали.

Шестьдесят лет назад открыли движение по Варваровскому мосту в Николаеве, - ФОТО, фото-5

Торжественное открытие моста состоялось 18 июля 1964 года. Тогда собралось много горожан и не меньше чиновников. Звучали хвалебные речи, благодарности работникам. Выступили и те, кто непосредственно участвовал в строительстве моста. И под аплодисменты, конечно, перерезали ленточку. Как только движение началось, мост мгновенно заполнился людьми - одни заняли пешеходные дорожки, другие ехали в автомобилях. Первыми по мосту проехались самые маленькие николаевцы, после них на машинах ехали пионеры, передовики производства. Также в колонне заметили и машину, в которой ехали молодожены.

Материал написан по статьеНиколаевского базара и по видеосюжету Николаевские мосты, часть 2.

Фото: Николаевская база, открытые источники.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#варваровский мост #новости николаев #война николаев
0,0
Оцените первым
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Спецтема
Редакція 0512.ua. підготувала для читачів цікавий спецпроект про історію міста. Тут ви зможете прочитати цікаві факти про Миколаїв, про людей, які тут жили та історію вулиць, районів, будинків.
Объявления
live comments feed...