
Николаевский трамвай отмечает 109 лет: каким он был раньше и какую пользу приносит горожанам сейчас, - ФОТО
Третьего января николаевский трамвай отмечает свои сто девять лет того, как он начал курсировать в Николаеве. Спрашивает этот вид транспорта и сейчас, потому что не только дешевле, но и, потому что и порой удобнее, чем "маршрутка".
Во время войны николаевский трамвай не курсировал только тогда, когда в городе был блэк-аут.
Кроме того, электротранспорт стал помощником для горожан.
Столкнувшись с проблемой отсутствия водоснабжения в Николаеве, на предприятии решили выпустить на маршрут трамвай-водовоз, развозящий воду по городу, и каждый житель имеет возможность набрать очищенную воду бесплатно.

трамвай-водовоз
Редакция 0512.ua решила рассказать горожанам о том, как начал курсировать в Николаеве трамвай сто девять лет назад.
В начале ХХ века в Николаеве уже начали размышлять о том, чтобы заменить конно-железную дорогу на электрическую тягу, а потому уже 1 февраля 1913 конку выкупили у Бельгийского Анонимного общества в собственность города, а позже начали развивать активные действия в сторону проекта движения для электрического трамвая.

история трамвая
Через два года – 3 января 1915 года в Николаеве было открыто движение электрического трамвая. Вот как об этом писали в газетах: "Николаевский городской голова Н.П.Леонтович и глава исполнительной комиссии по строительству городского электрического трамвая И.С.Некрасов извещают граждан г.Николаева, что в воскресенье 21 декабря (по новому стилю 3 января) в 1 час дня в депо трамвая (1 Песчаная, угол Инвалидной) состоится торжество открытия городского электрического трамвая.Перед началом открытия движения трамвая будет отслужен молебен с освящением вагонного парка.
Плата, полученная в первый день работы трамвая, составила 400 рублей. Накануне предстоящего праздника "трамвайная" комиссия обратилась в городскую управу с предложением: "Весь валовой доход, поступивший провозом пассажиров в этот день, отдать в пользу семей призванных на войну запасных и ратников ополчения", - что и было выполнено.

В первый год, в Николаеве действовало четыре трамвайных маршрута:
- Первый маршрут двигался от вокзала к горбольнице, имел ответвление к Православному кладбищу. Участок трамвайной линии был однопутным и не имел разворота на конечной остановке. Вагоновожатый переходил в хвост салона, и вагон двигался "задом" в парк.
- Маршрут №2 "Спасск (Яхт-клуб) – Привозной рынок" (ныне район гостиницы "Украина").
- Маршрут №3: "Кузнечно-привозной рынок".
- Маршрут №4: "Каботажный мол-Кладбище".
"Проездная плата устанавливается в таком размере: за проезд в один конец по каждой из линий - 5 коп. с пассажира, с пересадкой - 8 коп., ученические билеты и билеты для нижних чинов - 3 коп., с пересадкой - 5 коп. до 5 лет со взрослыми – бесплатный проезд. Полицейским, почтовым и телеграфным чинам, при выполнении ими служебных задач, также предоставляется бесплатный проезд, стоя и в числе не более одного на каждый вагон на передней площадке».
В условиях военного времени в 1915 году проездные тарифы были увеличены, в связи с чем рабочие и служащие Николаевских судостроительных заводов обратились в городское управление о предоставлении им льгот: "Неся расходы за отчислением на нужды войны до 6 процентов из своего скромного заработка, мы терпим лишение из-за дороговизны продуктов и топлива".
В 1918 году на линиях города работало два маршрута:
- №1 - Каботажная гавань, электрическая станция, завод "Наваль", вокзал, базар, часовня, улица Потемкинская, больница.
- №3 – улица Ковальская, часовня, Спасск.
"Проблемы с трамваем возникли с началом войны 1941 г. Во время отступления советских войск была взорвана городская электростанция, и трамвай снова остановился. Немцы возобновили движение лишь 9 октября 1942 г. и до конца войны трамвай функционировал. Как сообщает исследователь А.Говоруха, во время оккупации Николаева трамвай функционировал по пяти маршрутам, в т.ч. - на Водопий", - пишет Николаевский базар.
В 1949 году была построена перемычка по ул. Дмитрова между переулком А и Ковальской. Появились два кольцевых маршрута: №4 и №5. В 1951 году в Николаеве основали депо №2 по ул. Строителей. К этому времени длина трамвайных путей составила 33 км. С появлением второго депо в 60-х годах осуществлялся перевод узкоколейных трамваев на широкий путь, велось строительство линий в восточной части города. Некоторое время в городе независимо друг от друга работали два типа линий.
В Николаеве в 70-80-е годы XX века начали внедрять новый подвижной состав, а старый реконструировали. Улучшали депо и шли пути. В 1989 году на 6 маршрутах эксплуатировалось 180 трамвайных вагонов и 15 специальных вагонов.

И сейчас, в условиях войны, на предприятии "Николаевэлектротранс" обучают тех, кто хочет стать водителем трамвая, ремонтируют подвижной состав и создают трамваи с частично низким полом.
По материалам: горсовет и Николаевский базар.