• Головна
  • “Старейший в Украине”: история Николаевского морского порта, - ФОТО
13:40, 19 травня 2021 р.
Надійне джерело

“Старейший в Украине”: история Николаевского морского порта, - ФОТО

“Старейший в Украине”: история Николаевского морского порта

“Старейший в Украине”: история Николаевского морского порта

Николаевский порт - один из старейших в Украине. Он же и ровесник самому городу. Кстати было время, когда именно коммерческий порт спас Николаев от превращения в маленький захудалый городок. 

Редакция сайта 0512.com.ua предлагает вспомнить историю  Николаевского порта: с чего все начиналось и до наших дней. 

история Николаевского порта

Первый порт в Николаеве

Первый николаевский порт появился одновременно с городом - в 1789 году. На левом берегу Ингула, возле Адмиралтейства, в районе Дикого Сада была основана Вольная гавань. Она и стала прародительницей Николаевского морского порта. 

Так как   обустройством новых портовых городов на Черном море (Херсон, Севастополь, Николаев) занимался князь Григорий  Потемкин-Таврический - фельдмаршал, Новороссийский генерал-губернатор, главнокомандующий Черноморским флотом, то именно его подпись стоит на приказе об основании Николаевского порта. 20 августа 1789 Фалеев получил приказ или “ордер” от князя Потемкина следующего содержания:

“Согласно с представлением вашим ко определение на заводимую вновь на усть-Ингул верфи звание капитана над портом предложил я Черноморскому Адмиралтейский правлению командировать  находящагося на глубокой пристани Артиллерии Лейтенанта Бестужева , который и имеет появится у вас”.

Скорее всего в приказе говорится о молодом к тому времени лейтенанта от артиллерии Александре Федосеевиче Бестужеве - просветителя - демократа, отца декабристов Бестужевых. Он был первым начальником Николаевского порта. А “ордер” князя Потемкина можно считать первым документальным свидетельством об основании Николаевского порта. Долгие годы этот порт принимал как военные суда, так и коммерческие грузы. 

Первая коммерческая пристань в Николаеве

В 19 столетии у городских властей возникла мысль разделить военные и гражданские - коммерческие грузы. Городской голова Николаева  Егор Григорьевич Кустов считал, что торговля - будущее Николаева, несмотря на то, что город считался закрытым. Именно он инициировал строительство первой коммерческой пристани. Это было во время. На тот момент в  городе уже  была большая Каботажная флотилия. Суда спускались в Николаев по рекам Южный Буг и Ингул, из Николаева ходили в Херсон, Одессу и другие пристани, которые расположились  вдоль побережья Днепровско-Бугского лимана и Черного моря. Из Николаева вывозились, главным образом, хлеб и другие сельскохозяйственные продукты, а привозили соль, лес и другие необходимые товары.

Купеческая торговая пристань была построена в 1821 году. Только место выбрали другое - в Поповой Балке, сейчас это район Ялты. Оно было удобнее для проводки судов.  Итак, на улице 1 Слободская, на берегу Бугского лимана расположилась деревянная пристань в виде “Т” образного мола. С внешней стороны пристани, на 20-футовой глубине, могли разместиться кормой до 20 каботажных судов, на которые вручную, прямо с телег, грузили зерно. С внутренней левой стороны, на 17-футовой глубине, могли стать еще десяток судов. А с правой стороны размещалась городская брандвахта.

Пристань была построена в удобной, защищенной от ветров бухте, площадь акватории которой позволяла разместить десятки судов.  Строительство обошлось городу почти в 64 тысячи рублей. За пользование пристанью приходилось платить. Чтобы отгрузить 1 четверть зерна, а это 170 килограмм, нужно было заплатить 1 копейку.  К сожалению на полную мощность пристань так и не заработала, ведь Николаев пока что оставался “закрытым” городом для иностранных судов.

история Николаевского порта

Открытие Николаевского коммерческого порта

“Закрытое” положение Николаева изменило поражение Российской империи в Крымской войне. На 30 лет России было запрещено строить корабли на Черном море. Николаевские судостроительные заводы сокращали рабочих, цеха простаивали. Город нищал. Ведь других возможностей заработать в нашем городе практически не было. 

Открыть город для иностранных коммерческих судов попытался адмирал Богдан фон Глазенап. Он натолкнулся  на сопротивление сразу трех министерств: морского, финансов и иностранных дел. Приводить их аргументацию не имеет смысла – обыкновенные чиновничьи увертки. Фон Глазенапу пришлось “выходить”, как сказали бы сейчас, на великого князя Константина Николаевича. Это принесло положительный результат. Фон Глазенап добился, как  разрешения на строительство коммерческого порта, так и разрешения на заход в город иностранных судов. В городе стали открываться иностранные консульства. 

история Николаевского порта

Высочайшим повелением порт был открыт с 1 июля 1862-го года. Там же была   учреждена таможня.Открытие порта практически сразу стало приносить плоды.  уже через 13 лет, в 1875 году, экспортный грузопоток Николаевского коммерческого порта достигал 184 тысяч тонн. Порт продолжал развиваться, и к концу 1913 года общий грузооборот порта составил более 2 млн тонн, из которых 80% - это были сыпучие (хлебные) грузы, а около 20% - навалочные. Основными экспортными продуктами были железная и марганцевая руды, а также пшеница, рожь, ячмень и другие сельскохозяйственные продукты. К началу Первой мировой войны Николаевский коммерческий порт был третьим в России после портов Петербурга и Одессы по объемам экспортной торговли, а по объемам экспорта зерна ему не было равных среди портов Российской Империи.

Советский период

Эти годы прошли под знаком строительства и социалистических соревнований. в 1930 году в порту был построен элеватор емкостью в 41 тысячу тонн. На момент ввода в эксплуатацию он был одним из самых крупных элеваторов в СССР и Европе. А также был третьим в мире. Именно этот элеватор помешал уничтожить десант Ольшанского. 

История Николаевского порта

В 1934 году Николаевский порт соревновался с соседом - Херсонским портом. 

К концу 1940 года в порту было 19 хорошо оборудованных причалов, грузооборот порта достиг более двух миллионов тонн. После освобождения города от нацистов порт отстроили. с каждым годом его мощность только нарастала. В 1989 году Николаевский морской порт перевалил до 7 миллионов 645 тысяч тонн грузов.

Современная история порта

После распада Советского Союза Николаевский морской торговый порт стал государственным предприятием “Николаевский морской порт”. Но на его работе сказался разрыв торгово-экономических связей. Приходилось все начинать сначала.  Показатели грузооборота порта в середине 90-х годов упали ниже 4 миллионов тонн в год.

Ситуация начала улучшаться в начале нулевых годов, вследствие общего роста мировой экономики и прихода в Николаевский порт иностранных инвесторов. С 2005 года порт  начал активно сотрудничать со стивидорными компаниями.  И уже к 2008 году Николаевский порт продемонстрировал наилучший показатель за всю свою историю, обработав 9,3 миллиона тонн грузов. Через несколько лет в порт пошли и иностранные инвестиции. 

История Николаевского порта

О том, что построил английский архитектор Акройд в Николаеве  можно прочитать ТУТ.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#порт #фон Глазенап #коммерческий порт #элеватор
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Спецтема
Редакція 0512.ua. підготувала для читачів цікавий спецпроект про історію міста. Тут ви зможете прочитати цікаві факти про Миколаїв, про людей, які тут жили та історію вулиць, районів, будинків.
Оголошення
live comments feed...