“Старейший в Украине”: история Николаевского морского порта, - ФОТО
“Старейший в Украине”: история Николаевского морского порта
Николаевский порт - один из старейших в Украине. Он же и ровесник самому городу. Кстати было время, когда именно коммерческий порт спас Николаев от превращения в маленький захудалый городок.
Редакция сайта 0512.com.ua предлагает вспомнить историю Николаевского порта: с чего все начиналось и до наших дней.
Первый порт в Николаеве
Первый николаевский порт появился одновременно с городом - в 1789 году. На левом берегу Ингула, возле Адмиралтейства, в районе Дикого Сада была основана Вольная гавань. Она и стала прародительницей Николаевского морского порта.
Так как обустройством новых портовых городов на Черном море (Херсон, Севастополь, Николаев) занимался князь Григорий Потемкин-Таврический - фельдмаршал, Новороссийский генерал-губернатор, главнокомандующий Черноморским флотом, то именно его подпись стоит на приказе об основании Николаевского порта. 20 августа 1789 Фалеев получил приказ или “ордер” от князя Потемкина следующего содержания:
“Согласно с представлением вашим ко определение на заводимую вновь на усть-Ингул верфи звание капитана над портом предложил я Черноморскому Адмиралтейский правлению командировать находящагося на глубокой пристани Артиллерии Лейтенанта Бестужева , который и имеет появится у вас”.
Скорее всего в приказе говорится о молодом к тому времени лейтенанта от артиллерии Александре Федосеевиче Бестужеве - просветителя - демократа, отца декабристов Бестужевых. Он был первым начальником Николаевского порта. А “ордер” князя Потемкина можно считать первым документальным свидетельством об основании Николаевского порта. Долгие годы этот порт принимал как военные суда, так и коммерческие грузы.
Первая коммерческая пристань в Николаеве
В 19 столетии у городских властей возникла мысль разделить военные и гражданские - коммерческие грузы. Городской голова Николаева Егор Григорьевич Кустов считал, что торговля - будущее Николаева, несмотря на то, что город считался закрытым. Именно он инициировал строительство первой коммерческой пристани. Это было во время. На тот момент в городе уже была большая Каботажная флотилия. Суда спускались в Николаев по рекам Южный Буг и Ингул, из Николаева ходили в Херсон, Одессу и другие пристани, которые расположились вдоль побережья Днепровско-Бугского лимана и Черного моря. Из Николаева вывозились, главным образом, хлеб и другие сельскохозяйственные продукты, а привозили соль, лес и другие необходимые товары.
Купеческая торговая пристань была построена в 1821 году. Только место выбрали другое - в Поповой Балке, сейчас это район Ялты. Оно было удобнее для проводки судов. Итак, на улице 1 Слободская, на берегу Бугского лимана расположилась деревянная пристань в виде “Т” образного мола. С внешней стороны пристани, на 20-футовой глубине, могли разместиться кормой до 20 каботажных судов, на которые вручную, прямо с телег, грузили зерно. С внутренней левой стороны, на 17-футовой глубине, могли стать еще десяток судов. А с правой стороны размещалась городская брандвахта.
Пристань была построена в удобной, защищенной от ветров бухте, площадь акватории которой позволяла разместить десятки судов. Строительство обошлось городу почти в 64 тысячи рублей. За пользование пристанью приходилось платить. Чтобы отгрузить 1 четверть зерна, а это 170 килограмм, нужно было заплатить 1 копейку. К сожалению на полную мощность пристань так и не заработала, ведь Николаев пока что оставался “закрытым” городом для иностранных судов.
Открытие Николаевского коммерческого порта
“Закрытое” положение Николаева изменило поражение Российской империи в Крымской войне. На 30 лет России было запрещено строить корабли на Черном море. Николаевские судостроительные заводы сокращали рабочих, цеха простаивали. Город нищал. Ведь других возможностей заработать в нашем городе практически не было.
Открыть город для иностранных коммерческих судов попытался адмирал Богдан фон Глазенап. Он натолкнулся на сопротивление сразу трех министерств: морского, финансов и иностранных дел. Приводить их аргументацию не имеет смысла – обыкновенные чиновничьи увертки. Фон Глазенапу пришлось “выходить”, как сказали бы сейчас, на великого князя Константина Николаевича. Это принесло положительный результат. Фон Глазенап добился, как разрешения на строительство коммерческого порта, так и разрешения на заход в город иностранных судов. В городе стали открываться иностранные консульства.
Высочайшим повелением порт был открыт с 1 июля 1862-го года. Там же была учреждена таможня.Открытие порта практически сразу стало приносить плоды. уже через 13 лет, в 1875 году, экспортный грузопоток Николаевского коммерческого порта достигал 184 тысяч тонн. Порт продолжал развиваться, и к концу 1913 года общий грузооборот порта составил более 2 млн тонн, из которых 80% - это были сыпучие (хлебные) грузы, а около 20% - навалочные. Основными экспортными продуктами были железная и марганцевая руды, а также пшеница, рожь, ячмень и другие сельскохозяйственные продукты. К началу Первой мировой войны Николаевский коммерческий порт был третьим в России после портов Петербурга и Одессы по объемам экспортной торговли, а по объемам экспорта зерна ему не было равных среди портов Российской Империи.
Советский период
Эти годы прошли под знаком строительства и социалистических соревнований. в 1930 году в порту был построен элеватор емкостью в 41 тысячу тонн. На момент ввода в эксплуатацию он был одним из самых крупных элеваторов в СССР и Европе. А также был третьим в мире. Именно этот элеватор помешал уничтожить десант Ольшанского.
В 1934 году Николаевский порт соревновался с соседом - Херсонским портом.
К концу 1940 года в порту было 19 хорошо оборудованных причалов, грузооборот порта достиг более двух миллионов тонн. После освобождения города от нацистов порт отстроили. с каждым годом его мощность только нарастала. В 1989 году Николаевский морской порт перевалил до 7 миллионов 645 тысяч тонн грузов.
Современная история порта
После распада Советского Союза Николаевский морской торговый порт стал государственным предприятием “Николаевский морской порт”. Но на его работе сказался разрыв торгово-экономических связей. Приходилось все начинать сначала. Показатели грузооборота порта в середине 90-х годов упали ниже 4 миллионов тонн в год.
Ситуация начала улучшаться в начале нулевых годов, вследствие общего роста мировой экономики и прихода в Николаевский порт иностранных инвесторов. С 2005 года порт начал активно сотрудничать со стивидорными компаниями. И уже к 2008 году Николаевский порт продемонстрировал наилучший показатель за всю свою историю, обработав 9,3 миллиона тонн грузов. Через несколько лет в порт пошли и иностранные инвестиции.
О том, что построил английский архитектор Акройд в Николаеве можно прочитать ТУТ.