• Главная
  • Авианосцы Николаева: судьба знаменитых крейсеров,- ФОТО
17:20, 15 февраля
3
Надежный источник

Авианосцы Николаева: судьба знаменитых крейсеров,- ФОТО

Авианосцы Николаева: судьба знаменитых крейсеров,- ФОТО

Николаев - город корабелов неспроста. В городе построены знаменитые парусные корабли, яхты, гражданские и военные корабли, многие из которых оставили след в истории. 

Николаев известен миру, как один из крупнейших центров кораблестроения, так как еще в 20 веке в городе строились подводные лодки, эсминцы, крейсеры, линкоры-дредноуты мирового технического уровня.  Редакция сайта 0512.com.ua решила рассказать николаевцам о гордости горожан - о знаменитых кораблях, построенных в Николаеве. 

В этот раз речь пойдет о боевых кораблях - авианосцах, которые занимали особое место среди построенных кораблей в Николаеве во второй половине 20 века, и считаются высшим достижением кораблестроения для города. 

В Николаевском музее судостроения и флота рассказали, что на Черноморском судостроительном заводе были построены два противолодочных вертолетоносца “Москва”, “Ленинград” и пять тяжелых авианесущих крейсеров: “Киев”, “Минск”, “Новороссийск”, “Баку” (позже переименованный “Адмирал Горшков”), “Тбилиси”(“Адмирал Кузнецов”). А также два недостроенных авианосца, из-за распада СССР,  “Варяг” был готов на 67% и атомный “Ульяновск”- построен на 17%. 

“Киев”

ТАКР "Киев"

5 лет 5 месяцев и 5 дней: история строительства ТАКР

“Киев” является первым построенным кораблем в СССР класса тяжелого авианесущего крейсера, который сооружали на Черноморском судостроительном заводе на протяжении  5 лет 5 месяцев и 5 дней. 

Специально для строительства крейсера “Киев” провели дноуглубительные работы Бугско-Днепровского лиманского канала и модернизировали завод: был построен новый механосборочный цех, приобретено в ФРГ два специальных колесных трейлера, для перевозки крупногабаритных грузов массой до 300 тонн, а также на стапеле заменили 2 башенных крана на более грузоподъемные (до 75 тонн).

Стоит отметить, что на заводе изначально изготовили макет отсека корабля с участком полетной палубы в натуральную величину, а уже 21 июля 1970 года крейсер “Киев” был заложен на крупнейшем на тот момент в Европе стапеле.

Строили крейсер в 10 строительных районах, а позже собирали в единую конструкцию пирамидальным способом из предварительно собранных и сваренных секций. В 1972 году крейсер спустили на воду и отвели к достроечной стенке завода для продолжения строительства. На протяжении октября 1974 - апреля 1975 годов проводились комплексные швартовые испытания всего корабля, а 15 апреля 1975 года над крейсером подняли Военно-морской флаг СССР и через два дня корабль отправился в Севастополь на прохождение ходовых испытаний. 

Летом 1076 года крейсер “Киев” перебазировали в Средиземное море, где в течении года на корабле проводили испытания и после их прохождения, тяжелый авианесущий крейсер  принял на вооружение ВМФ. 

“Жизнь” крейсера 

ТАКР "Киев"ТАКР "Киев"ТАКР "Киев"

На протяжении с 1977 по 1982 год авианосец “Киев” нес боевую службу в Атлантике и Средиземном море. Корабль принимал участие на 10 боевых службах и в 8 учениях. 

Во время похода с 15 декабря 1978 года по 28 марта 1979 года с корабля на самолетах Як-38  выполнили 355 полетов. До конца 1991 года авианосец продолжал дальние походы. 

Как сложилась судьба корабля 

В 1993 году авианосец “Киев” вывели из боевого состава российского флота, так как на ремонт и эксплуатацию не хватало финансовых средств. Поэтому “Киев” разоружили и продали за 1,6 миллионов долларов. Позже корабль достался КНР, которая выкупила его за 8,2 миллиона долларов и переоборудовала его в развлекательный аттракцион. И в 2003 году корабль стал частью тематического парка “Бинхай”.

ТАКР "Киев" функционирует, как аттракционТАКР "Киев" функционирует, как аттракцион

С 2011 года авианосец “Киев” функционирует, как отель на 148 номеров разной категории, в том числе и президентского класса, на что потратили около 15 миллионов долларов.  

“Минск”

ТАКР "Минск"

История строительства ТАКР

“Минск" является вторым николаевским авианесущим крейсером, так как этот авианосец заложили в тот же день, когда на воду спустили “Киев” - в 1972 году. При строительстве “Минска” учли опыт постройки ТАКР “Киев” и отменили ряд ограничений главного конструктора, в частности, по спусковому весу.

Украинский инженер-судостроитель, до 1991 года начальник конструкторского бюро в отделе главного конструктора Черноморского судостроительного завода в Николаеве по авианесущим кораблям и наземному комплексу испытаний корабельной авиации “Нитка”, писатель, краевед, журналист Валерий Бабич на своей странице в facebook рассказал, что на корабле было довольно мощное ракетно-артиллерийское вооружение, не уступающее ракетным крейсерам, включая противокорабельные крылатые ракеты “Базальт”, способные достигать цели на расстоянии свыше 500 км со скоростью 2,5 Маха (порядка 3 000 км/час). 

30 сентября 1975 года корабль спустили на воду уже полностью смонтированной по высоте надстройкой. В течение октября 1977 - февраля 1978 годов проходили швартовые испытания и после окончания испытаний на следующий день впервые подняли Военно-морской флаг СССР. 

ТАКР "Минск"

“Жизнь” крейсера 

ТАКР "Минск"ТАКР "Минск"

В сентябре 1978 года корабль вступил в строй и был временно зачислен в состав Черноморского флота, ведь в ноябре этого года авианосец включили в Тихоокеанский флот. 

В 1979 году за 6 месяцев корабль совершил переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток с заходами в Луанду, Мапуту, Порт-Луи, Аден. Осенью 1980 года крейсер совершил боевой поход во Вьетнам. В течении 1986 - 1988 годах старшим помощником командира ТАКР “Минск” был Владимир Высоцкий, будущий адмирал и Главнокомандующий ВМФ РФ. 

Также в  декабре 1982 года во время боевых походов “Минск” посетил с визитом Бомбей, в июле 1986 года - Вонсан.

Как сложилась судьба корабля 

В 1991 году ТАКР “Минск” должен был пройти средний ремонт на Черноморском судостроительном заводе, но так этого и не случилось. Уже в 1995 году крейсер продали за 4,5 миллиона долларов и отбуксировали в Южную Корею, где его должны были разобрать на металлолом, но со временем “Минск” приобрела китайская компания. Когда компания обанкротилась, то николаевский авианосец стал частью военного парка Minsk World в Шэньчжэне. 

В 2006 году со второй попытки корабль продали за 128 миллионов юаней. По словам Валерия Бабича, сейчас “Минск” находится в Китае и используется как туристический и военно-исторический развлекательный центр “Мир “Минска”.

ТАКР "Минск", как развлекательный центр

Валерий Бабич рассказал, что входящий билет в музеи-корабли, такие как “Киев” и “Минск” стоит 110 юаней, это около 15 долларов. По его словам, это довольно много по китайским меркам. По выходным и праздничным дням корабли посещают до 10 тысяч человек.

“Новороссийск”

ТАКР “Новороссийск”

История строительства ТАКР

Проект авианесущего крейсера “Новороссийск” разработали в Невском проектно-конструкторском бюро в 1975 году (руководитель А. Н. Маринич). По сравнению с предыдущими проектами планировалось увеличить авиагруппу, отказаться от торпед. 

Так в Черноморском судостроительном заводе с 1975 по 1978 год  проходило строительство ТАКР “Новороссийск”. А в 1978 году корабль спустили на воду и достраивали уже в плавучем состоянии. В 1982 году крейсер  сдали в эксплуатацию.

“Жизнь” крейсера 

ТАКР “Новороссийск”

Всего за время службы с палубы корабля  совершено 1 900 взлетов самолетов и 2300 - вертолетов. “Новороссийск” участвовал в параде на рейде Севастополя 9 мая 1983 года, далее в составе группы корабль перешел в Североморск, где принимал участие в прохождении учений Северного флота. 

С 17 октября 1983 по 27 февраля 1984 в составе группы совершил переход вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток. В этом же году участвовал в учениях “Голубая стрела” и “Длинная осень”, позже участвовал в учениях Тихоокеанского флота в районе Гавайских островов. 

В мае 1991 года тяжелый авианесущий крейсер “Новороссийск” совершил свой последний поход. 

Как сложилась судьба корабля 

ТАКР “Новороссийск”

В 1994 году крейсер продали южнокорейской компании “Янг Дистрибьюшн Компани” за 4,314 миллионов долларов.

Валерий Бабин рассказал, что судьба “Новороссийска” достоверно неизвестна. Крейсер отбуксировали на судостроительный завод в южнокорейский порт Пусан, где в скором времени корабль исчез из поля зрения. 

- По официальной версии корабль был разрезан на металлолом. Но удивляет, что ни одной фотографии порезки не существует. Обычно, такого не бывает. Фотографии разделки такого крупного корабля, а это несколько месяцев работы, так или иначе, расходятся по миру. Это вызывает удивление и навевает сомнения в том, что корабль утилизирован,- отметил у себя на странице Бабин. 

Также Бабин добавил, что после прихода “Новороссийска” в Пусан, в начале 2000-х годов Южная Корея развернула строительство собственных десантных кораблей-вертолетоносцев типа “Токто”.

- Думаю, что наш "Новороссийск" послужил хорошим прототипом для южнокорейских конструкторов, никогда ранее не проектировавшим корабли такого класса,- подчеркнул Валерий Бабин. 

“Адмирал Флота Советского Союза Горшков”

“Адмирал Флота Советского Союза Горшков”

История строительства ТАКР

Тяжелый авианесущий крейсер “Адмирал Флота Советского Союза Горшков” известный всем под названием “Баку”, является четвертым авианосцем построенным в Николаеве.

26 декабря 1978 года на Черноморском судостроительном заводе заложили корабль и назвали в честь лидера эсминцев проекта 38 - “Баку”, который строился по измененному проекту.  

- АКР “Баку” собирался по старой технологии – секционным методом – к стапелю везли тысячи секций. В  то время шла к завершению реконструкция стапеля “ноль” и поэтому надстройку “Баку” решили впервые собрать единым крупным блоком. На снимке – установка на палубу 1000-тонной надстройки “Баку” с помощью козловых кранов финской фирмы “KONE”. Февраль 1982 года,- рассказал у себя на странице в facebook Валерий Бабич. 

Строительство крейсера

Спуск корабля на воду состоялся 31 марта (спусковая масса около 19 000 тонн), после чего ТАВКР “Баку” достраивался у заводской стенки. 2 июня 1986 года корабли приступил к швартовым испытаниям, а 4 декабря, после окончания испытаний, крейсер отправился в Севастополь. 

“Жизнь” корабля

“Адмирал Флота Советского Союза Горшков”

В 1988 году “Баку” зачислили в состав сил постоянной готовности. Авианосец нес службу в Средиземном море, со временем был зачислен в состав Северного флота. После распада СССР перешел в собственность России.

4 октября 1990 года ТАВКР переименовали в “Адмирал Флота Советского Союза Горшков”. 3 февраля 1992 корабль поставили на ремонт в Мурманске, но после этого в море больше он не выходил.

Как сложилась судьба корабля 

16 ноября 2013 года Россия продала крейсер Индии, где корабли получил свое третье имя - "Викрамадитья". Для базирования авианосца будет создана своя инфраструктура на военно-морской базе в городе Мумбаи.

“Адмирал Кузнецов”

ТАКР “Адмирал Кузнецов”

История строительства ТАКР

Пятый тяжелый авианосный крейсер, который был построенный в Николаеве, являлся первым советским кораблем, рассчитанным на самолет обычного взлета и посадки, так как его предшественники были рассчитаны на вертикальный принцип взлета. Стоит отметить, что корабль назвали в честь адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова.

Так как была поставлена задача построить полноценный авианосец, способный принимать самолеты с традиционным взлетом и посадкой помимо СВВП, то создание эскизов проекта длилось три года и было подготовлено 10 вариантов, среди которых были и корабли с атомной силовой установкой. Еще через два года был утвержден проект и 1 сентября 1982 года в Черноморском судостроительном заводе был заложен крейсер “Рига” (первое названия авианосца).

- Пятый ТАКР - "Адмирала Кузнецова", полностью собирался из крупных блоков весом до 1400 тонн. При этом стыковочные кромки смежных блоков до 500 метров длиной, так точно обрабатывались в чистый размер на предстапельной площадке по данным теодолитов, что сразу после установки очередного блока на стапель начиналась сварка монтажного шва, не требовалось никакой подгонки!,- рассказал у себя на странице в facebook Валерий Бабич. 

22 ноября 1982 года, еще когда корабль не был достроен, его переименовали и назвали в честь Леонида Брежнева. 4 декабря 1985 год тяжелый авианосный крейсер спустили на воду, после чего продолжили строительство. 

“Жизнь” корабля

ТАКР “Адмирал Кузнецов”

В 1987 году корабль уже в третий раз переименовали в “Тбилиси” и в 1989 году начались швартовые испытания и недоукомплектованный корабль вывели в море, чтобы дать возможность летчикам провести цикл летно-конструкторских испытаний самолетов, предназначенных для базирования у него на борту.

В 1989 году  “Тбилиси” вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний. В этом же году корабли переименовали в очередной раз, крейсер получил первое имя - “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”.

Как сложилась судьба корабля 

ТАКР “Адмирал Кузнецов”

На сегодняшний день авианосец находится в составе ВМФ России. После участия в боевых действиях у берегов Сирии корабль поставлен на ремонт, который должен продлиться до 2021 года.

“Варяг”

ТАКР “Варяг”

История строительства 

6 декабря 1985 года на Черноморском судостроительном заводе был заложен корабль “Рига”. Через три года крейсер спустили на воду и продолжили вести строительные работы. Еще через два года, в 1990, тяжелый авианесущий крейсер переименовали в “Варяга”.

До конца 1991 года строительство “Варяга” шло согласно графику, но после распада СССР финансирование строительства было прекращено, и в 1992 году при 68% технической готовности недостроенный корабль законсервировали. 

Как сложилась судьба корабля 

ТАКР “Варяг”

Далее в апреле 1998 году Украина продала авианосец “Варяг” китайской компании за 20 миллионов долларов. 

- Двадцать лет назад, ранним утром 14 июня 2000 года шестой авианосец Черноморского завода "Варяг" тяжело отвалил от причальной стенки Черноморского судостроительного завода для буксировки в Китай. Его, надрываясь, тащил от родного причала голландский буксир с командой, в которой преобладали филиппинцы. Во время строительства этого корабля такое могло присниться только в страшном сне. С уходом "Варяга" исчез последний атрибут былого величия Черноморского завода,- рассказал у себя на странице в facebook Валерий Бабич. 

При покупке крейсера, Китай объявил, что  на корабле планируется организовать плавающий центр развлечений, подобно уже переделанных “Киева” и “Минска”. Но Китай завершил строительство, которое не смогли ранее закончить и переименовали в авианесущий крейсер Военно-морских сил КНР “Ляонин”, который на сегодняшний день является единственным китайским авианосцем.

“Ульяновск” 

“Ульяновск”

“Ульяновск” - еще один недостроенный николаевский крейсер, который должен был стать первым советским авианосцем с ядерной силовой установкой. Также впервые в мировой практике на авианосце должны были установить и трамплин, и катапульты.

Так 25 ноября 1988 года на стапеле Черноморского судостроительного завода официально состоялась закладка крейсера “Ульяновск”, сразу после того, как на воду спустили “Варяга”. Стоит отметить, что к созданию корабля было подключено около 600 заводов. Планировалось, что в декабре 1995 года “Ульяновск” уже будет в строю. 

Строительство крейсера “Ульяновск”Строительство крейсера “Ульяновск”

В середине 1991 года, работы были выполнены на 18,3%. Однако уже осенью этого года проект был исключен из состава ВМФ и соответственно финансирование прекратилось. В 1992 году, после распада СССР, Россия и Украина окончательно отказались от дальнейшего строительства корабля. В феврале этого же года, в соответствии с распоряжением, корабль разобрали. Затраты на эти работы составили 80 процентов от трудоемкости уже сделанного.

За основу были взяты материалы Центральной городской библиотеки для детей им. Ш. Кобера и В. Хоменко в Николаеве. 

Также читайте ЗДЕСЬ о судостроительных заводах Николаева. 

#крейсеры #Николаев #судостроительные заводы #Киев #Варяг #Минск #корабли #крейсеры #авианосцы
Объявления
live comments feed...