• Главная
  • Гордость или остатки былой славы: экскурс в историю николаевских верфей , - ФОТО
13:10, 11 февраля
Надежный источник

Гордость или остатки былой славы: экскурс в историю николаевских верфей , - ФОТО

Гордость или остатки былой славы: экскурс в историю николаевских верфей , - ФОТО

Судостроение, даже в столь суровое для него время, является неотъемлемой частью Николаева. А судьба судостроительных заводов всегда находится в центре внимания местных СМИ. 

Редакция 0512.com.ua напомнила историю создания Николаевских верфей и поинтересовалась, чем сейчас живут судостроительные заводы, которые послужили основанию города

Николаевский судостроительный завод

Начнем с самого старого судостроительного завода в Николаеве. Точнее он появился, когда и самого Николаева еще не было. История верфи бурная. Завод переживал и взлеты, и падения. Менял владельцев и названия. И сейчас вызывает больше вопросов, чем ответов. 

В 1788 году князь Григорий Потемкин решает, что постройка верфи на Ингуле дело решенное. Место для этого идеальное - отлично защищено от нападения вражеских кораблей. Ордер на строительство верфи Михаил Фалеев получил 21 июля 1788 года.

“Предписываю Вам заготовить на Ингуле эллинг для построения по опробованному рисунку двух кораблей пятидесятишестипушечных”. 

А  23 августа 1788 года (по старому стилю) Фалеев уже докладывал Потемкину о закладке завода. 

“Заложил я на устье Ингула кузницу камену на 16 саженей длины и на 8 ширины. Подрядчики обязались выстроить оную через месяц. Для двух эллингов место пособное избрано…”. 

Это случилось за год до того момента, когда был получен ордер на постройку города. Так, что Николаевский судостроительный завод, а тогда он гордо именовался Николаевским адмиралтейством, можно назвать градообразующим предприятием. 

Каждый житель Николаева без запинки назовет и первый корабль, который был спущен с его стапеля - фрегат “святой Николай”. 

Первые семьдесят лет для завода были активными. Верфь процветала. Тут строились парусные линейные корабли для Черноморского флота. Можно смело сказать, что Черноморский флот конца 18 - начала 19 века был построен на эллингах Николаевсокго адмиралтейства. 

Истрория судостроительных заводов

Все изменилось в 1856 году. По условиям Парижского мирного договора строительство кораблей на Черном море было запрещено. Верфи, которые находились непосредственно на Черноморском побережье, в соответствии с договором были разрушены. Николаевское адмиралтейство спасло то, что эллинги находились на берегу реки.  Однако, следующие 26 лет с его стапеля не сошел ни один корабль. 

Своим возрождением верфь обязана выходу Российской империи из Парижского договора. В 1870 году завод начал постепенно оживать, а через пять лет тут был построен первый броненосец береговой охраны. В народе его назвали “поповка” - по фамилии инициатора их строительства Вице-адмирала Попова. Корабли удивляли своей формой - они были идеально круглые.

История судостроительных заводов

В 1900 году в Николаеве спустили на воду знаменитый броненосец “Князь Потемкин Таврический”. Строительство эскадренных броненосцев на этой верфи продолжалось еще 10 лет. Именно тогда Адмиралтейство закрыли. Завод не справлялся с заказами на военные корабли и требовал срочной модернизации. Постройку военных кораблей передали частным заводам. 

Об Николаевском адмиралтействе вспомнили через год. На это повлияли результаты Цусимской битвы пятилетней давности, когда  Япония потопила все российские корабли. Поэтому 5 ноября  1911 года Петербурге состоялись первые акционерные сборы “Русского судостроительного общества”. Это были новые владельцы николаевской верфи. 

В том же году на левом берегу Ингула заработали  новые эллинги и стапеля,  сборочно-сварочный цех, ряд корпусов и достроечная набережная. Обновилось не только оборудование завода, но и его название. Николаевское адмиралтейство стало “Руссудом” - “Русское судостроительное общество”. 

Завод все расширялся и расширялся. На правом берегу Ингула в районе Соляных хуторов были построены мастерские еще двух вспомогательных заводов - “Ремсуд” (занимался ремонтом судов) и “Тэмвод” (“Трубочный и электромеханический завод”). “Тэмвод” изготавливал трубки и взрыватели для снарядов и мин. 

Уже в 1912 году на первом стапеле был заложен линкор “Императрица Мария”. Через год он был спущен на воду. После начала Первой мировой войны в 1914 году завод был объявлен на военном положении и выполнял только казенные заказы. Новая “черная полоса” для верфи началась в 1917 году. Революция, постоянная смена власти и последующая национализация в 1918 году полностью остановили предприятие. 

Снова строить военные корабли завод начинает в 1920 году. Он меняет название на “Тремсуд” (Трест морского судостроения). А в 1931 году становится заводом имени 61 коммунара - в честь расстрелянных солдатами генерала Слащева возле его стены коммунаровцев. 

С этого момента и до начала 90-х годов верфь только расширялась, а количество госзаказов на корабли все увеличилось. Отметим, что треть военно-морского флота СССР была построена на заводе имени 61 коммунара. Очередной простой был во время оккупации города. Но уже в 1944 году на стапелях завода начали закладывать новые суда. 

История судостроительных заводов

Отдельно следует сказать и гражданских судах. Верфь строила рефрижераторы. А с 1991 года суда этого класса были построены для греческой фирмы “Laskaridis Shipping Company Ltd”.

Если в начале 2000-х завод еще выполнял одиночные заказы, то 2009 год стал первым годом, когда со стапеля не было спущено ни одного, даже небольшого судна. В 2011 году завод вошел в состав концерна “Укроборонпром”. В 2017 году верфь в очередной раз сменила название на “Николаевский судостроительный завод”. 

С 2015 года верфь занимается ремонтом военных кораблей, которые удалось вывезти из Крыма. Это и спасает предприятие. Напоминанием о былом величии завода стал крейсер “Украина”. Некогда могучий корабль ржавеет у достроечной набережной. Там давно нет команды, а само будущее корабля весьма туманно: распилят его на металлолом или превратят в музей. 

Ржавеет и большая часть оборудования завода. Разрушаются цеха. 16 октября 2020 года Николаевский судостроительный завод объявили банкротом. А николаевцам старшего поколения только и остается вспоминать, что  самые красивые спуски кораблей были именно на этой верфи. 

Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ)

Тогда еще завод “Наваль” был основан в 1897 году. В народе его называли Французским заводом, хотя владели им бельгийцы. Но тогда, все иностранцы говорящие на французском языке, были французами. Основателями завода считаются Г. Франсуа и Е. Делуа. Название “Наваль” переводится, как “морской”. Причем строилось предприятие и после своего официального открытия. Уже тогда его владельцы начали подумывать о контрактах на строительство судов, поэтому на территории начали строительство эллинга. Бельгийцы развернулись во всю мощь своих финансов и возвели эллинг, где одновременно можно было вести строительство двух больших кораблей. На то время это был самый большой крытый эллинг в Российской империи. Владельцы завода не просчитались. Контракты посыпались, как из мешка. Ведь Николаевское адмиралтейство отставало технически и с заказами не справлялось. 

История судостроительных заводов

Уже в 1902 году были заложены, а через год спущены на воду два миноносца “Заветный” и “Завидный”. Естественно, что верфь начала расширяться. В 1908 году к “Навалю” присоединился Черноморский завод. Он находился рядом и выпускал котлы, локомобили и артснаряды. Кроме расширения на предприятии внедряют новые технологии. В те годы завод “Наваль” был единственной верфью, оснащенной по последнему слову техники. Здесь строили минные заградители и крейсеры. 

В этом же году верфь меняет своих владельцев. Завод переходит под контроль Санкт-Петербургского международного коммерческого банка. Он просто поглотил своих бельгийских конкурентов. 

Кроме строительства качественных кораблей, “Наваль”  вошел в историю, как николаевский завод, где были самые массовые забастовки рабочих. Первая, когда бастовать вышли 700 рабочих, состоялась в 1899 году. Самая масштабная, когда бастовать вышли уже несколько тысяч, была в 1912-м. Бастовали против расстрела рабочих на Ленских приисках. Самая длительная забастовка произошла в 1916 году. Она длилась с 7 января до 24 февраля 1916 года. Рабочие выдвигали экономические требования. Руководство завода решило проблему кардинально. Шесть тысяч бастующих призвали в армию. И 24 февраля 1916 года завод просто закрыли. Предприятие не работало месяц. Чтобы завод заработал, вернули часть призванных в армию рабочих. 

“Наваль” развивался и активно строил корабли до 1917 года. Смена властных режимов отрицательно сказалась и на этом предприятии. В 1919 году “Наваль” национализировали. А в 1921 году предприятие занялось восстановлением потопленных кораблей. Сюда же свозились на достройку суда с других верфей. 

В 1922 году завод меняет название. С этим тоже связана интересная история. Верфь назвали именем Андре Марти и Луи Бадины. Это были французские моряки, которые активно поддерживали коммунистические идеи. Но со временем Луи Бадина отошел от коммунистического движения, и его имя сразу исчезло из названия завода.  Вообще имена политических деятелей имели свойства быстро исчезать из названия этого предприятия. Имя Андре Марти продержалось до 1957 года. Потом заводу присвоили имя Ивана Носенко - министра судостроения СССР. Все бы хорошо, но тут сын высокопоставленного чиновника сбегает в США. Имя Носенко из названия завода моментально исчезает. И наконец в 1968 году завод получает новое имя - уже без фамилий различных деятелей. Он становится Черноморским судостроительным заводом. Под этим названием предприятие существует и сейчас. 

Но вернемся к хронологии. После активной работы в в 30-х годах, для завода наступила “черная полоса”. Речь идет о четырех годах оккупации Николаева  фашистскими войсками. За эти годы завод пострадал дважды. Первый раз во время отступления советских войск. С завода было вывезено практически все оборудование. А что советские чиновники не смогли вывезти, было безнадежно испорчено. Оккупанты пытались запустить производство  и даже выискивали среди городских жителей судостроителей. Но у них ничего не вышло. Второй раз предприятие пострадало уже от рук фашистов. Они буквально стерли верфь с лица земли. Остались только медсанчасть и крепежный участок. В сети можно найти кадры, как оккупанты подрывали стапеля Черноморского завода. Но уже в 1945 году верфь начала спускать на воду суда. 

Пик расцвета завода приходится на 70-80-е годы 20 века. Внедрение новых технологий и постройка уникальных судов. Здесь строились китобойные базы, траулеры-морозильники и, конечно, военные суда. В 1988 году у ЧСЗ на ВДНХ в Москве была своя экспозиция. Николаевские корабелы передавали свой опыт. 

История судостроительных заводов

Завод не только строит корабли, но и жилье. Доказательством процветания завода может служить целый микрорайон - Намыв. Само название говорит о его происхождении. Территория была искусственно намыта. 

90-е годы - это время сотрудничества с греческим партнерами. Для них на верфи строились танкеры-продуктовозы. 

Начиная с 2005 года на предприятии начались изменения. Единый комплекс был поделен на части и приватизирован. Как одно единое целое завод перестал существовать. Новый владельцы - братья Чуркины строить тут корабли не собирались. Завод просто “положили”. С 2014 года предприятие находится в состоянии банкротства. Причем инициатором выступил владелец верфи - подконтрольное В. Новинскому ЧАО  “Балаклавское рудоуправление”. В 2018 году Хозяйственный суд Николаевской области признал ПАО “Черноморский судостроительный завод” банкротом. А на следующий год его выставили на продажу. 

Судостроительный завод “Океан”

Николаевский судостроительный завод “Океан” относительно молодое предприятие. Он был основан в 1951 году. Как и предыдущие верфи, успел пережить и взлеты, и падения. Но к нему судьба оказалась более благосклонна. 

Месторасположение завода - Корабельный район, позволяло строить суда большей осадки, чем на ЧСЗ или Николаевском судостроительном заводе. Этой особенностью воспользовались и государственные заказчики, а позже владельцы завода. 

Корабли тут сходили со стапелей чаще, чем на других верфях. Только за первые 20 лет существования предприятия тут было построено 200 суден. В основном гражданских. Это были рефрижераторы, лесовозы и траулеры. 

В 1972 году на заводе началась реконструкция. Именно тогда был введен в эксплуатацию самый большой в Европе сухой док. Построили вторую линию для сооружения крупнотоннажных судов. После этого “Океан” практически полностью переключился на их строительство. была построена серия рудовозов типа “Зоя Космодемьянская”, а также супертраулеры и нефтерудовозы. Часть судов шла на экспорт. 

История судостроительных заводов

В 1997 году на воду спустили первый балкер типа “Панамакс”. Это одно из самых больших по стандартам суден, которые используются для перевозки грузов. Их по заказу планировалось построить 10 штук, но на воду спустили только два. 

В 2000 году на завод пришла приватизация. До этого предприятие пару лет простаивало, судостроители уезжали на работу за границу, а оборудование расхищалось. Новый владелец - голландский концерн  “Damen Shipyards Group” преобразил предприятие. За шесть лет тут не только восстановили цеха, а и спустили на воду 55 судов не только для украинских, но и зарубежных заказчиков. 

В 2006 году на предприятие пришли норвежцы. Сначала “Акер Ярдс АСА”, а потом “Вадан Ярдс групп АС”. За два году тут было выпущено 13 судов. Портфель заказов никогда не был пустым. Казалось бы продажа такого большого предприятия в частные руки только пошла ему на пользу. И этот завод избежал горькой участи своих собратьев. Но это оказалось не так. 

В 2010 завод переходит в руки российского бизнесмена  Игоря Юсуфова. Работникам верфи пришлось вспомнить, что такое сидеть без зарплаты. Предприятие не только не получает новые заказы, но и отказывается выполнять старые. Так было с заказом “Нибулона” на строительство 24 барж. За два года такого управления предприятием в 2012 году  убытки составили почти 160 миллионов гривен. Рабочие вновь увольнялись. А сам завод просто превратился в перевалочный порт.  Началась процедура банкротства и верфь была выставлена на продажу. 

В 2018 году на аукционе завод “Океан” был приобретён почти за 123 миллиона гривен ООО ТД “Аннона”. Новым владельцем компании стал директор ООО ТД “Аннона” — Игорь Волошин из Николаева, который до покупки был председателем комитета кредиторов завода “Океан”. Нового владельца предприятия связывают с еще одним николаевским бизнесменом Василием Капацыной. Новые владельцы по условиям договора погасили все существующие долги предприятия, получили заказы. Верфь понемногу начала оживать. Однако, спокойно восстанавливать предприятие не получилось. 13 января 2020 года Печерским судом города Киева был наложен арест на весь имущественный комплекс завода “Океан”. Инициатором выступила Генеральная прокуратура. Правоохранители решили, что и процедура банкротства и продажа предприятия прошли с нарушениями. Из-за ареста от завода отвернулись заказчики. 30 мая 2020 года нардеп от партии “Слуга народа” Анна Скороход опубликовала на своем Telegram-канале информацию о том, что оборудование на Николаевском судостроительном заводе распиливается, люди увольняются, потому что нет работы. 

 Владелец верфи Василий Капацына пригласил на предприятие нардепов, прессу и таки добился, чтобы с верфи сняли арест. Арест с имущества предприятия был снят по решению суда 30 июля 2020 года. 

Судостроительный завод “Нибулон”

Официально под своим названием судостроительный завод “Нибулон” на карте Николаева появился 2012 году. Но как оказалось у места, где он расположен, большая судостроительная история. 

история судостроительных заводов

Еще в 1886 году на Каботажном спуске построили мастерские морского торгового порта. Они в основном занимались судоремонтом. Судостроение здесь начало развиваться с 1933 года. Строили несамоходные баржи, плавучие причалы. В 90-х годах 20-го века тут начинают строить яхты. Это были первые мегаяхты, построенные не только на территории Украины, а и всего СССР. Далее пошли небольшие рыболовецкие суда. Занимается предприятие и изготовлением мебели для яхт. 

В 1995 году верфь приватизировали, а строительство яхт становится основным видом деятельности. В 2000 году завод переименовали в “Судостроительный завод “Лиман”.  Верфь начала развиваться. На ее стапелях стали строить яхты более 30 метров в длину. Закладка первой мегаяхты представительского класса произошла в 2002 году. Так продолжалось до 2012 года. Тогда на предприятие пришел новый владелец. Завод вошел в состав “Нибулона”. Крупный сельхозпроизводитель стал строить собственный речной флот. “Нибулон” заказывал баржи на заводе “Океан”, но заказ не был доведен до конца. Поэтому компания “Нибулон” решила, что лучше иметь собственное судостроительное предприятие. В 2017 году в рамках сотрудничества с Европейским инвестиционным банком была модернизация производства. Это дало возможность строить суда длиной более 140 метров.  От барж предприятие переходит к строительству буксиров и самоходных погрузчиков, а также уникальных дноуглубительных судов.

История судостроительных заводовИстория судостроительных заводов

Все это время идет реконструкция верфи, которая завершается в 2018 году. Это значительно расширило возможности “Судостроительного завода “Нибулона”. 

Следующий этап - строительство военных кораблей. Летом 2020 года “Нибулон” подписал контракт на строительство пяти катеров для Государственной пограничной службы Украины. Этот контракт на 136 миллионов евро финансирует казначейство Французской республики. 

Сейчас Судостроительный завод “Нибулон” - одна из самых успешных верфей Николаева. 

#ЧСЗ #завод "Океан" #"Нибулон" #судостроительный завод
Объявления
live comments feed...