“Репертуар нашего театра на любого зрителя”: интервью с директором Николаевского русского театра, - ФОТО
0512.ua. создали новый редакционный спецпроект "Театральная жизнь Николаева", в котором мы расскажем больше о трех театрах города, побываем на лучший спектаклях и пообщаемся с актерами.
Никакая самая “продвинутая” компьютерная игра и симуляция не заменят живого человека и общения с ним. Тогда и появляется мысль - пойти в театр. Благо, современные театры все больше и больше стирают грань между актером и зрителем. И приходя посмотреть спектакль, зритель сам может оказаться в его эпицентре.
Редакция 0512.com.ua пообщалась с директором-худруком Николаевского академического русского драматического театра Артемом Свистуном и узнала, что театр может предложить современному зрителю.
“Здесь живое общение, слово”.
Хочется начать с немножко провокационного вопроса. Сейчас интернет, ютуб, кино. Какое место занимает театр?
Действительно провокационный вопрос. Спасибо, что поддерживаете театр. В любом случае через средства массовой информации, через социальные сети мы пытаемся донести до зрителя тот продукт, что здесь живое общение, живое слово. И театр всегда уникален, есть, был и будет, потому что он создает уникальный мир, живое слово. И действительно можно гордо сказать, что на должности директора - художественного руководителя 58% программы уже выполнена. И даже большая часть.
Действительно все, что задумывалось, оно осуществилось. Многие не верили, что наладятся международные связи с другими странами. И они уже настолько плотные, что стали традиционными. Мы работаем с Кишиневом, с Молдовой, с государственным театром. Вот сейчас белорусы, Грузия, Польша. Это уже не только на украинском уровне, а и международное сотрудничество, которое долгое время не было связано с нашим театром, с нашим коллективом.
И самое основное - стабильность работы. Стабильность выполнения планов, перевыполнение планов. Гастрольная деятельность по Украине. Уже жители города знают, что каждый март к нам приезжает Херсонский театр, а мы едем в Херсон на ответные гастроли.
Почему я начал с международных гастролей? Показать, что мы охватываем не только жителей города Николаева и выезжаем по Николаевской области, а и уже юг Украины полностью, и зарубежье. Есть спрос, есть потребители культурного продукта, который мы даем. Неоднозначно мнение зрителей - николаевцев действительно расходится. Что хочет сегодняшний зритель? И поэтому появляется разнообразие сценических площадок. На сегодняшний момент у нас действует 4 сценические площадки: основная сцена, которая пополняется репертуаром. Малая сцена, которая уже стала такой яркой, интересной, камерной в расположенности к зрителям. Это камерная сцена, где у нас проходят литературные вечера, как театральные квартирники. Камерная сцена, на которой проходит такая форма квартирников, литературные композиции. Это библиотека современных пьес, мультимедиа, это скайп-конференции, мастер - классы с мировыми театралами. Проведение всевозможных скайп - мостов, конференций.
И интерактивный музей то, что будет действительно интересно. Сохраняя традицию о том, что в прошлом году 85 лет исполнилось художественному драматическому театру. И мы сделали такое - дорасти до поколения. Сейчас очень много станет актуальным: обмен по программе президента Украины, когда 100 молодых людей будут знакомиться с нашим краем. С нашей театральной Николаевщиной. Это уникальная история. Поэтому придя в музей они изучают, чем живет Николаев. Это будет интерактивным в том, что можно будет потрогать, пощупать, одеть костюм и действительно окунуться в эту атмосферу. Это еще один из способов донести и привлечь как можно больше театральных зрителей.
Ну и летний театральный дворик, который радуется. Я хочу сказать, что мы действительно поддерживаем совместные проекты с Николаевской областной филармонией. Это интерактивные выезда в музей Верещагина. Показываем спектакли на необычных площадках. Сейчас мы охватываем фестивали улиц, фестивали площадей. Театры выходят за классические каноны, которые мы привыкли видеть в-виде только сцены и зрителя. И это связано со спросом, потому что театр, сегодняшний театр должен уметь трансформироваться. И сейчас защищаю очередную магистерскую работу по функциональности современного украинского театра - это то, что даст толчок в поиске тех же универсальностей. Открытие выставок, которые проходят: фото, художественные выставки - это объединение нескольких стилей.
Зритель приходит посмотреть спектакль и он же смотрит выставку того или иного художника, окунается в эту атмосферу.
Такие необычные для театра стали традициями: “Божоле - праздник молодого вина” с дегустацией. Ночь в театре, которая давно известна в Европе, и у нас уже 8 лет проходит. И еще много - много - много можно говорить.
Когда мне задают вопрос как художественному руководителю с точки зрения репертуара, как подбирается. Есть заведующая литературной частью Марина Викторовна Васильева, которая непосредственно в поиске материалов. Но как мы приходим в кафе и заказываем в меню продукт, какой мы хотим. Мы хотим что - то остренькое или мы хотим что - то сладкое. Вот так же и культурный продукт.
Когда мне задают вопрос, какой Вы порекомендуете спектакль, я говорю, а что бы Вы хотели сейчас получить? Вы хотите драму, комедию, трагифарс? Вы хотите что-то философское или вы хотите, к примеру, театр положений или театр представлений, где есть незамысловатый сюжет в плане легкости восприятия и есть сегодняшний зритель, который хочет именно получить такой продукт.
И есть у нас драматурги, и есть ряд пьес - это и Шекспир, и “Украдене щастя” Франко, которое сделано, в хорошей постановке. Появляются спектакли на украинском языке. В перспективе спектакль у нас и на английском языке. Болгарско, Литовско - Украинские проекты.
Ну и еще то, что чем вообще удивили в этом году зрителя. Мы закрываем 86 театральный сезон прямо в региональный проект. Что это будет? Это белорусский драматург, который написал произведение “Homo ludens - человек играющий”. Мы знаем фестиваль. Это грузинский режиссер Каха Лигидзе, который приезжал на фестиваль. Это труппа театра, это уникальный степист, потрясающий Дорота приедет из Чехии и будет ставить с нашими актерами. И сама труппа наша. Трансформация, умение работать с разными режиссерами, разными веяниями. Наши сценографы. Это будет завершение, трагифарс, как лакмусовая бумажка для театра, для общества, для того, что происходит в нашей жизни. И этим тоже должен действовать наш театр.
Ну мы все - таки держим в рамках этики, в рамках эстетики, культурного восприятия зрителя. И очень рады, что потянулась молодежь, молодое поколение, которое не загоняет школьную программу, для того чтобы пойти и посмотреть какую - то классику. А ходит молодыми парами и смотрит вечернюю работу. Это действительно очень приятно и интересно.
“Как бы не изменилось название - содержание остается””
К сожалению у нас театр не остается вне политики. И сейчас муссируется такая тема, что из названия театра нужно убрать слово “русский”. И тут же в дополнение к этому вопросу вопрос - появится ли в репертуаре спектакль на украинском языке?
Я уже опередил вопрос, что мы есть у нас и украинская драматургия. Мы посетили очень много фестивалей. Иван Франко, Шевченко “Гайдамаки”. У нас много репертуара. И в основном мы берем еще современных украинских драматургов, берем украинскую сегодняшнюю пьесу - это актуально, интересно.
С точки зрения вопроса ведомственной принадлежности. Я хочу привести пример в Мукачево, в Днепре тоже были русская, украинская драма. Это решение сессии областного совета, это депутатское принятие решений. Изменение в штатной структуре, изменение в Статуте, скорее всего. И было решение коллектива, есть согласование с министерством, есть распорядитель бюджетных денег. Есть юридическая составляющая. Действительно это постсоветские пережитки: в советское время мы знаем Национальный театр Леси Украинки и русской драмы. И украинский. Это действительно было такое политическое решение. В данной ситуации это вопрос за депутатским корпусом. Как примут решение депутаты, так оно будет, но хочу сказать, как бы не изменилось бы название, содержание, внутреннее наполняемость остается. Театр больше разножанровый, разноплановый, он работает в неограниченных направлениях, как только русская драма или украинская классика. И в программе такое направление это русская, украинская, европейская классика.
Действительно пьесы, которые любят работать на нескольких языках и более, поколение у юге Украины русскоязычное. И у них вот даже сценическая площадка, но это не станет проблемой, когда будут спектакли и на украинском языке, или сурдоперевод. Поэтому я действительно хочу сказать, что политика - в любом случае влияет на все сферы искусств, не только на театр. Но мы в сегодняшнем направлении и в этом тоже работаем.
Театру, именно этому коллективу уже 86 год. Но зданию, в котором вы находитесь, оно на много старше. И сейчас, к сожалению, если внутренняя часть она еще как - то держится, то с фасадом большие проблемы.
Ну внутреннюю часть, нашу гордость, мы привели своими силами. Вот лестница на малую сцену, второй этаж, гримерные комнаты - это было в разрушенном состоянии. И мы полностью своими силами, своими средствами с привлечением меценатов, партнеров, ни копейки бюджетных средств, мы своими силами восстановили внутреннее убранство. А фасадная часть - это памятник архитектуры 19 века. В следующем году 140 лет этому зданию. Да, это здание много претерпело в свое время. И во время Второй Мировой войны оно было разрушено. Есть две несущие стены, которые охраняются законом. И я очень благодарен областной государственной администрации, когда на юбилее нам со сцены официально заявили, что это сдвинется с мертвой точки. И действительно есть факт, и насколько известно по документам распорядитель бюджетных средств есть, заказчиком является управление капитального строительства (УКС). И уже сдвинулось с мертвой точки - уже приходила первая комиссия, уже ведутся первые геодезии, потому что нужна исследовательская геодезия, геология. В каком состоянии фундамент, в каком состоянии стены. Это не просто косметический ремонт лепки, которая отвалилась. Действительно в таком состоянии стены несущие. У нас есть яркий пример - музей Верещагина. Сделана прекрасная реконструкция. Это долгий процесс - более шести лет длилось. Но, если в это вкладывать, то следует вкладывать капитально, чтоб это было не на один век. И у нас процесс пошел. Три месяца ушло на сметную документацию, исследовательские вопросы. И мы надеемся, что осенью мы войдем в консервацию. Будем консервировать фасадную часть здания, чтоб не было последующих разрушений. А в 21-м году уже, возможно, с наступлением тепла, уже с понятием сметной документации, с энергосберегающими технологиями начнем работы. Это фасадная часть, окна будут делать по современным технологиям, но с сохранением именно архитектуры.
“Николаев - город театральный”
Театр - участник многих фестивалей. Принимал и свой известный фестиваль “Homo ludens”. Хотя был и большой перерыв в фестивале, сейчас он снова возвращается.
Да. В прошлом году к юбилею мы возобновили фестиваль. Фестиваль прошел на высоком уровне, потому что результатом стал приезд 25 театральных коллективов. Пять из них - это Международные национальные театры. Это очень достойно. Мало существует фестивалей всеукраинского масштаба, когда приезжают мастодонты театрального искусства, показывают свое мастерство. Это были лаборатории, это были профессиональные академические театры. Мы решили проводить фестиваль раз в два года, потому что очень финансово сложно, и экономически, и физически, но будут маленькие мостики через два года, которые ждут, о которых заявлено, в которых коллективы уже хотят принимать участие. В Николаев приезжают из разных государств к нам и им нравится, потому что Николаев - город театральный. В этом году, по инициативе украинского академического театра Николая Семеновича Берсона, совместно с Терещенко Викторией Петровной (театр кукол) планируем на осень проведение фестиваля малых форм. Сейчас организационные вопросы решаются. Это станет альтернативной формой театра малых сценических площадок ко Дню города, Дню области. Как говорится для искушенного театрального зрителя, который хочет окунуться в экспериментальные работы, моно-спектакли. Мы сейчас тоже работаем над несколькими моно-спектаклями, где наши ведущие артисты играют. Это очень сложно, когда один актёр играет спектакль полноценно. И уже в мае мы едем в Болгарию на фестиваль малых форм, а болгары приезжают к нам. Вот такой контемп и общение. Это уникально тем, что не только наши спектакли зритель видит каждый день, приходя в стены нашего театра. Это антреприза с известными звездами нашего театра, это и совместные перформансы, как сегодня “Все заради кохання” с биг-бэндом Владимира Алексеева, наши солисты - вокалисты, музучилище и “Дифорс” - танцевальный коллектив, которые создадут такой праздник музыкального искусства. Это объединение нескольких коллективов. Я думаю в перспективе возможно какая-то постановка на два театра, усилиями двух коллективов . Это тоже перспектива прекрасная.
У вас действует и летняя школа?
Летняя театральная школа “Театрон”. После завершения “Южных масок” - фестиваля любительских театров, который у нас успешно проходил, мы сделали форму - лаборатория обучения для руководителей театральных коллективов, как профессиональных, так и любительских. Это мастер-классы, это лаборатория, это такое новое направление - образование для взрослых, для людей, которые хотят попробовать себя в театральном искусстве. И я думаю, что в перспективе возможна какая - то постановка, ведь они хотят увидеть себя в этом направлении. Есть много примеров, когда самородки выходили из людей без образования, без дипломов, много звезд, которые выходили и становились легендами сценической площадки. И этим является уникальность нашей летней школы.
Летняя театральная школа “Театрон” всегда проходит в последнюю неделю июня. Она объединяет мастер-классы, проведение лабораторий, показы фестивалей разных форм. В этом году она станет пятой и примет пять стран - участников. Будет несколько площадок - 4 дня в Николаеве, 4 дня в Очакове. Это можно сказать такой плацдарм, для развития развитие будущих направлений театра. У нас есть молодежная театральная студия, это будущее поколение наших актеров. И также мы должны думать какой будет театр, какие уникальные формы есть украинского театра.
Мы вышли на Болгарию. Это тоже на стыке нескольких форм, формаций, перформансов, которые неизвестны для николаевского зрителя, для Украины. Это известно в Европе, чем живут Болгарские театры. Поэтому у нас запланирована постановка болгарского режиссера “Моби Дик” на осень в нашем коллективе - это тоже такое разнообразие нашей работы. Ну и сохранение классических форм.
“Актер становится более разноплановым”
И немного о коллективе. Театр - это все - таки живой организм. Вот постановка “Казанова” - яркий пример, что актеры возвращаются в театр и предлагают свои предложения.
Конечно коллектив уже более планомерно работает на наполнение, нагрузка очень тяжелая последнее время: гастроли, фестивали, выпуск спектаклей, ограничено время на репетиции, подготовки. Ну и разнообразие режиссеров: приезжают разные режиссеры, а это - разные формы, разные подачи, разные мастер-классы. Мы делаем универсального солдата. Актер становится более разноплановым, разножарновым и это он умеет показать на сцене. У нас есть гордость нашего театра, есть пополнение молодым поколением. Вот буквально 5 февраля мы провели конкурс. У нас пополнение двух ребят. Как говорят - штаны в театре всегда хорошо. Ребята, которые толковые, талантливые. Настолько они профессионально, качественно показали, глаза горят. Они готовый пластилин, из которого можно все лепить для спектакля. А у нас сейчас готовиться выпуск многих новых ярких работ. Вот на Экзюпери “Маленький принц” тоже нужны молодые ребята. И это стало вот таким интересным пополнением в нашем коллективе. Приходят и молодые люди, и люди зрелые. Евгений Сокольченко - он занимался очень много антрепризой. Он работал здесь еще при Литко, при Кравченко. Возвращаются мэтры, которые горят этим делом. Они видят ту атмосферу. А я, как продюсер, создаю творческие условия. В результате становится уже более ярче тот продукт, который нужен сегодняшнему зрителю.
Театр открыт и для режиссеров извне.
У нас очень много приглашенных режиссеров. У нас меняются именно режиссеры-постановщики. У нас вырастают наши режиссеры. Вот Катя Богданова завершила в этом году обучение по режиссерскому направлению. И она сейчас становится режиссером - постановщиком в нашем театре. Много комедий, которые она уже поставила, имеют своего зрителя. Она уже имеет свои какие - то наработки. Мы воспитываем и в коллективе таланты, и привлекаем режиссеров, чтобы были разные планы. И такие мэтры как Максим Голенко - наш выходец из Николаева, киевский топовый режиссер. Это и сейчас вот Павлюк в Херсонском академическом театре ставит спектакли. Очень много режиссеров из - за рубежа - Петко Петков (Болгария), и Каха Лигидзе (Грузия). Это дает нам новое дыхание в коллектив, не только в организационном направлении. Основное это то, что проходит на сцене, то , что доносится до зрителя. Мы даем хороший качественный театральный продукт и на злобу дня, и для разного зрителя. Невозможно сказать, что спектакль нравится абсолютно всем. Кому - то нравится этот спектакль, кому - то не нравится. Кто - то воспринимает такую эстетику, кто - то не воспринимает. Но хочу сказать, что репертуар, палитра нашего театра для любого зрителя. Для искушенного зрителя и для зрителя, который хочет посмотреть легкую комедию. И мы еще делаем разнообразие репертуара приезжими театрами, коллективами, гастролями. Каждый месяц всегда есть что - то новое. Вкусненькое, интересное.
Напомним, что в руссдраме состоялась премьера спектакля "Казанова".