Район Каботажного спуска в Николаеве сейчас нельзя назвать перспективным, а ведь когда-то это был промышленный центра города - первая промзона.
Редакция сайта 0512.com.ua предлагает вернуться в то время, когда селиться в этом районе было престижно, а твоим соседом мог оказаться владелец крупного завода.
Современные николаевцы при слове “Промзона” сразу вспоминают часть Николаева в районе улиц Космонавтов и Баштанского шоссе. Но это так называемая вторая промзона, которая образовалась в советское время. Первая промзона Николаева включала в себя часть улицы Кузнечной, Пограничной и Каботажный спуск. Там располагались ключевые предприятия Николаева. А в советское время именно от него пошло название - Заводский район. В упадок первая промзона Николаева стала приходить в 90-х годах. Но с чего же все начиналось?
Каботажная гавань
А все началось с постройки гавани для каботажных судов. Отсюда и название - Каботажный спуск.
Николаевский военный губернатор А. А. Пещуров направил ходатайство на строительство гавани для каботажных судов. Ему удалось получить разрешение. И 10 июня 1889 года постановлением Государственного совета российской империи из государственного бюджета были выделены средства на устройство в Николаевском коммерческом порту каботажной гавани. Проект гавани разработал инженер Д. Д. Гусин. Строительство длилось два года - 1890 - 1891. Каботажная гавань активно эксплуатировалась с первых дней ее постройки. К 1904 году перевалка грузов составила 34 миллиона пудов в год. Кстати в каботажной гавани швартовались не только грузовые суда, но и пассажирские. Здесь также были и причалы для парусников и самоходных барж. Гавань сохранилась и до наших дней. Именно с Каботажного спуска отходят катера в Малую Корениху.
Завод “Наваль” или ЧСЗ
Об этом предприятии мы уже рассказывали в спецпроекте о судостроительных заводах Николаева. Напомним, только ту часть его истории, которая связана с обустройством промзоны.
Настоящим толчком к развитию этого района стало открытие судостроительного завода “Наваль”. Он был основан в 1897 году. В народе его называли Французским заводом, хотя владели им бельгийцы. Но тогда, все иностранцы говорящие на французском языке, были французами. Основателями завода считаются Г. Франсуа и Е. Делуа. Название “Наваль” переводится, как “морской”. Причем строилось предприятие и после своего официального открытия. Уже тогда его владельцы начали подумывать о контрактах на строительство судов, поэтому на территории начали строительство эллинга. Бельгийцы развернулись во всю мощь своих финансов и возвели эллинг, где одновременно можно было вести строительство двух больших кораблей. На то время это был самый большой крытый эллинг в Российской империи. Владельцы завода и инженеры предпочитали селиться недалеко от своего предприятия. Завод “Наваль” после многих изменений, сейчас известен, как Черноморский судостроительный завод.
А двумя годами раньше именно эти бельгийцы, как утверждает краевед Ю. С. Крючков, пустили в Николаеве конку. Один из ее маршрутов шел как раз к Каботажной гавани.
Именно в то время возле Каботажного спуска появились двух и трехэтажные дома инженеров. И хоть сейчас они требуют реставрации и покрыты пылью, все равно видно, насколько красивыми они были 100 лет назад.
Городская электростанция или современная ТЭЦ
Еще одно важное для Николаева предприятие разместили на Каботажном спуске. Речь идет о городской электростанции.
Еще в 1895 году Городская Дума задалась вопросом, а нужно ли николаевцам электричество? Думали над этим вопросом аж 4 года. В 1899 году город подписал контракт на строительство первой городской электростанции с фирмой “Siemens & Halske”. Место выбрали не случайно, ведь там уже находились коммерческий порт, судостроительный завод “Наваль” и элеватор. все они нуждались в электричестве. Стоимость работ составила 305 тысяч рублей. заработала городская электростанция 2 июля 1902 года. Тогда на станции работало 29 человек, а заведовал ею на правах электротехника крестьянин В. А. Гренков. Лишь немного позже на станции появились дипломированные инженеры. Тем не менее, появление электростанции добавило популярности этому району. Предприятие работает и сейчас, спустя почти 119 лет. Сейчас это - Николаевская ТЭЦ.
Механико-технической училище или старый корпус кораблестроительного университета
Есть в этом районе учебное заведение. Именно тут было построено и открыто училище, где готовили будущих корабелов. Речь идет о механико-техническом училище, сегодня это кораблестроительный факультет Кораблестроительного университета им. С. Макарова.
Для размещения училища в 1901 году Городская Дума выделила участок земли на пересечении улиц Бугской и Кузнечной. Кроме этого городская власть оплатила и само строительство. Из городского бюджета на этот проект выделили 100 тысяч рублей. В 1903 году училище торжественно открыли. А его первым директором стал Иван Степанович Некрасов. Именно под его руководством в 1913 году в этом учебном заведении появилась теплотехническая лаборатория.
Училище подчинялось сразу двум министерствам - торговли и промышленности, а также министерству образования. Непосредственно - попечителю из Одесского округа.
Отметим, что после открытия, Городская Дума больше денег на училище не выделяла. Его содержали судостроительные заводы и благотворители. Обучение в нем было платным. В 1916 году руководство училища предприняло первую попытку преобразовать его в высшее учебное заведение. Но этому помешала Первая Мировая война.
Только в 1930 удалось создать на его базе Николаевский кораблестроительный институт.
О Николаевских памятниках архитектуры, построенных английским архитектором Карлом Акройдом читайте ТУТ.