• Головна
  • Первый город в Украине, где строили трамваи: как на судостроительном заводе в Николаеве изготавливали вагоны,- ФОТО
13:10, 8 лютого 2022 р.
Надійне джерело

Первый город в Украине, где строили трамваи: как на судостроительном заводе в Николаеве изготавливали вагоны,- ФОТО

Строительство трамваев на судостроительном заводе в Николаеве.

Николаевцам известно, что на Черноморском судостроительном заводе, который, к сожалению, на сегодняшний день уже ликвидирован, когда-то строили и ремонтировали не только корабли, но и множество другой техники. Исключением не стало и строительство трамваев. 

Редакция сайта 0512.com.ua уже рассказывала о историях Черноморского завода и о развитии электротранспорта в Николаеве. В этот раз речь пойдет о трамваях, которые строили в “городе корабелов”. 

Черноморский судостроительный завод

Согласно книге Юрия Крючкова “Град Святого Николая”, первый трамвай по маршруту в Николаеве прошелся 21 декабря 1914 года. Общая протяженность путей составляла 22 версты. До этого дня в городе работала конка. 

Конка в Николаеве

Однако, уже в это время в Николаеве строили трамваи для других городов. 

Строительство трамваев в Николаеве

В “Севастопольской газете” от 24 октября 1906 года писали, что Севастополь заказал в Николаеве трамвайные вагоны.

- Севастопольское трамвайное общество, находя ныне действующий состав вагонов севастопольского трамвая недостаточным, заказало в Николаеве на судостроительном заводе несколько новых вагонов по образцу уже действующих в Севастополе. Недавно из Севастополя в Николаев отправлен вагон, по образу которого будут изготовлены новые,- говорится в газете. 

Прицепной трамвайный вагон судостроительного завода "Наваль".

В материале “Трамваи из Николаева - как их выпускали на судостроительном заводе” говорится, что завод “Наваль” (ред. сейчас Черноморский судостроительный завод) так и не выполнил заказ, так как среди списка моделей трамвайных вагонов, которые эксплуатировались в Севастополе отыскать вагоны николаевского завода не удалось. 

Однако спустя два года завод “Наваль” изготовил в единичном исполнении трамвайный вагон для Люстдорфского трамвая в Одессе. 

- В альбоме “Общество николаевских заводов и верфей”, изданном в 1911 году есть фотография под названием "Трамвайный вагон". На снимке представлен двухосный прицепной безмоторный вагон с кузовом закрытого типа и накопительными площадками в передней и хвостовой частях кузова. То, что вагон именно прицепной подтверждает отсутствие на крыше токоприемника, который является главным признаком моторных вагонов,- пишет “Пассажирский трамвай”. 

Также трамваи николаевской постройки двигались по улицам Саратова, куда в 1911 году из Николаева отправлено 11 прицепных вагонов. 

Открытка с изображением саратовского трамвая, построенного на заводе в Николаеве

Строили трамваи в Николаеве и после революции и первой мировой войны. Так в 1924 году судостроительный завод имени А.Марти (ред. такое название на тот период получил завод “Наваль”) восстановил работу вагоностроительного цеха - выпускали 20-тонные вагоны и 50-тонные цистерны для нефть, также было решено возобновить производство трамвайных вагонов. Трамвайные хозяйства Украины приняли решение, что для их потребностей необходима конструкция двухосного трамвайного вагона Киева так называемого “нюрнбергского типа”.

Так николаевский завод получил заказ от Киева на строительство 10 вагонов данного типа. Проработали в столице эти трамваи до начала 1950-х годов, когда после проведения модернизации были переданы в другие города Украины - Кривой Рог, Запорожье, Горловку, Днепродзержинск, Мариуполь, Краматорск, Луганск. 

Трамвай Николаевской постройки из первой партии для Киева

Также николаевские трамваи заказывали Днепр (70 вагонов) и Самара.

Вагоны николаевской постройки в Днепре. Конец 1920-х годов.

Строил “Наваль” трамваи и для родного города.  В начале 1932 года завод получает заказ от треста “Электротрамвод” на строительство узкоколейных трамвайных вагонов. 

- Дело в том, что в 1926 году на всесоюзном съезде трамвайщиков в Киеве было принято решение о переходе всех хозяйств на железнодорожный стандарт ширины колеи - 1524 мм. Соответственно, все трамвайные заводы СССР должны были перейти лишь на строительство ширококолейных трамваев. Однако руководство Николаева посчитало “перешивку” колеи экономически невыгодным делом. Изначально город планировал заказать 10 трамвайных вагонов, однако восстанавливать производство ради такой небольшой партии заводу было не выгодно. Почти полтора года длились переговоры между заводом и городскими властями, которые в конце концов завершились соглашением о строительстве в 1933-4 годах 40 трамвайных вагонов - 20 моторных и 20 прицепных,- говорится в материале “Трамваи из Николаева - как их выпускали на судостроительном заводе”.  

Строительство трамвая в Николаеве

Перед началом второй мировой войны завод уже не выпускал трамваи. За этот период Черноморский судостроительный завод выпустил 155 трамвайных вагонов, из них - 115 собственной конструкции. 

Строительство трамвая в Николаеве

Николаев остался в памяти первым украинским городом, в котором было развернуто полномасштабное производство трамваев. 

Николаевский трамвай в Житомире

По материалам “Пассажирского транспорта”  “Трамваи из Николаева - как их выпускали на судостроительном заводе”. книга Юрия Крючкова “Град святого Николая”.  

Фото из интернета. 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#завод "Наваль" #Черноморский судостроительный завод #Николаев #строительство трамваев в Николаеве #трамваи
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Спецтема
Редакція 0512.ua. підготувала для читачів цікавий спецпроект про історію міста. Тут ви зможете прочитати цікаві факти про Миколаїв, про людей, які тут жили та історію вулиць, районів, будинків.
Оголошення
live comments feed...