• Главная
  • История николаевского велосипеда: прошлое и неопределенное будущее, - ФОТО
14:20, 23 марта
Надежный источник

История николаевского велосипеда: прошлое и неопределенное будущее, - ФОТО

 История николаевского велосипеда: прошлое и неопределенное будущее, - ФОТО

С наступлением теплой погоды на улицах Николаева появляется все больше и больше велосипедистов. И это не только дети и подростки. Как способ добраться на работу, велотранспорт используют многие горожане. 

Редакция сайта 0512.com.ua решила проследить историю велосипеда в Николаеве. Найденные факты лишний раз подтвердили, что история во многом циклична. 

Немного из истории велосипеда

Эксперименты с изобретением это вида транспорта велись во многих странах. Само слово “велосипед” переводится с французского, как “быстрая нога”. Однако первое название было именно “самокат”. Ведь он сам катился, если ездок крутил педали. Так его назвал изобретатель, крепостной графа Шувалова - Иван Артамонов. Вот только колеса у него были, как у телеги - деревянные. Поэтому популярности это изобретение не получило. В Европе пошли дальше - колеса стали металлические с резиновыми шинами. Популярность велосипед получил в 1877 году. Тогда во Франции был открыт целый завод по их производству. 

Появление велосипеда в Николаеве

Когда в Николаеве появился первый велосипед - неизвестно. Но мы можем точно утверждать, что в 1891 году на улицах нашего города этот вид транспорта уже был. Именно этим годом датирован полицейский рапорт о ДТП, одним из участников которого был велосипедист. В докладе полицейского урядника Спасскому  околоточному надзирателю сказано, что 17 мая 1891 года “самокатчики” ( велосипедисты - ред.) напугали лошадь. Она понесла по спуску вниз к реке, перевернула пролетку, сильно ушибла извозчика и повредила деревянную ограду. Через полгода еще рапорт о том, что  на углу 1-ой Слободской и Пограничной “самокатчики” устроили гонки и перевернули две телеги с яйцами и овсом. Городская Дума не могла не реагировать на такие действия своевольных велосипедистов. И вскоре появился запрет на проезд велосипедистов “в местах гуляний приличной публики и городских садах”. 

Известно также, что  1895 году в Николаеве уже был циклодром. Местом для него выбрали Лагерное поле.  На нем соревновались любители велосипедного спорта. Газета “Южанин” от 17 августа 1895 года писала о соревнованиях велосипедистов, в которых принимал участие известный тогда авиатор Уточкин. Он четыре раза выходит победителем из состязаний. 

Николаевские велосипедисты начала  20 века

Несмотря на то, что в 1902 году в Николаеве на углу улиц Потемкинской и Малой Морской открылся первый велосипедный магазин, этот вид транспорта медленно приживался в Николаеве. Все из-за его дороговизны. Цена на него колебалась  от 25 до 65 рублей. Для сравнения: 25 рублей стоила взрослая корова, а за 60 рублей можно было купить лошадь с телегой. Но прогресс постепенно брал свое. Конечно же первыми были дети местной элиты. Уж они могли себе позволить такой дорогой транспорт и все больше предпочитали не верховую езду, а велосипед. 

Однако первоначально “самокатчики” доставляли некоторые неудобства - правил передвижения на велосипеде еще не разработали. Это будет позже. А вот страдали от бродячих собак точно также, как и в наше время. Вот какое письмо получила редакция николаевской газеты “Южная Россия” в 1902 году. 

“М. г., г. редактор! Прошу вас не отказать – поместить в вашей уважаемой газете нижеследующее: 15-го мая, в 10 час. утра, проезжая мимо городской управы на велосипеде, я подвергся нападению стаи собак и был ими искусан.

Я думаю, что, как живущий в более или менее цивилизованном городе, я мог бы считать себя в безопасности от подобных нападений. В более диких странах приходится готовиться к самообороне и носить с собою разного рода огнестрельное оружие. Если те, кому ведать надлежит не позаботятся о моей безопасности, то я лично буду считать себя вправе защищать себя сам так, как делал бы это, находясь не в центре цивилизованного города, а в африканской или аравийской пустыне.

Примите и проч., Штабс-капитан Данилов.”

Прошло 119 лет, а ситуация так и не изменилась. Но несмотря на цены и прочие неудобства велосипед набирает популярность. В 1911 году в Николаеве появляется первая велосипедная тусовка – “круг”, которая располагается на улице Левадовской, рядом с извозничьей биржей. Затем возникают целых две частных школы, которые учат первых городских велосипедистов безопасной езде по дорогам. В объявлениях говорится, что обучат  быстро и недорого. Обучали все на том же циклодроме на Лагерном поле. Он, к тому времени был уже освещен, ведь занятия проводились в основном вечером. Открывались и профильные ремонтные мастерские. 

Популярными становятся целые велосипедные экскурсии. И это не поездка по городу. Расстояния, которые преодолевали николаевские велосипедисты в начале 20 века, удивляют. 

Например, в “Николаевской газете” в 1911 году было опубликовано объявление о велосипедной экскурсии в в поселок Новая Богдановка. по пути планировали заехать в Большую Корениху. Те же организаторы приглашали всех желающих принять участие в велосипедной экскурсии в Херсон и обратно. Указывалось, что экскурсантов во время поездки будет сопровождать врач с аптечкой. 

Правила дорожного движения начала 20 века для велосипедистов

Изначально велосипедистов - “самокатчиков” всерьез не воспринимали, поэтому правил передвижения для них не придумывали. Но увеличение количества ДТП с велосипедистами заставило и полицейских, и Городскую Думу установить определенные правила. Сначала велосипедистов, чтоб не пугали лошадей, переместили с проезжей части на тротуары. Но как и в современное время владельцы “железных коней” любят ездить на перегонки. Стали страдать пешеходы. Это правило отменили. Хотя отмену “самокатчики” долго игнорировали. В 1911 году в “Николаевской газете” было опубликовано распоряжение Николаевского полицмейстера. Предписывалось задерживать велосипедистов, которые ездили по тротуарам и составлять на них протоколы. 

Появление в городе первых автомобилей вынудило городские власти пересмотреть свое отношение к проблеме безопасности движения в Николаеве. Лошади, машины и велосипеды специальным постановлением Думы от 15 июня 1914 года были наконец-то уравнены в правах. А в 1915 году наконец-то были утверждены официальные правила движения для велосипедистов.  

Они состояли из 10 пунктов:

  •  Езда по городским улицам и дорогам в Спасск и Лески на велосипедах разрешается только лицам, получившим на то свидетельство от Николаевской Городской Управы и снабженным Управою двумя номерными знаками, ежегодно возобновляемыми, из коих один укрепляется сзади велосипеда, другой же сбоку на вилке. При велосипеде должен быть звонок или иной сигнальный аппарат и с наступлением сумерек — зажженный фонарь, на стекле коего должен быть написан номер велосипеда.
  •  Лица, сдающие велосипеды на прокат, обязаны брать номера для всех сдаваемых на прокат велосипедов, платить за каждый городской сбор и вносить в особую книгу каждый отпущенный велосипед, записывая в нее его номер, имя, фамилию и адрес берущего, в противном случае за все случайности отвечает сдающий на прокат.
  •  Езда по городу наперегонкивоспрещается.
  • Едущие на велосипедах обязаны держаться правой стороны.
  •  При обгоне пешеходов или экипажа заблаговременно дается предупредительный сигнал и самый обгон делается умеренным ходом с левой стороны.
  •  В случае испуга лошадей от появления едущего на велосипеде, едущий на нем должен остановиться и сойти с велосипеда.
  •  Огибать угол и пересекать улицу дозволяется лишь тихим ходом, давая знать о своем приближении сигналом.
  • В местах скопления публики и экипажей надлежит сойти с велосипеда и вести его в руках.
  •  При совместной езде велосипедисты должны ехать один за другим на расстоянии не менее двух саженей один от другого (2 сажени =  4,2672 метра).
  •  При получении номерного знака вносится за каждый велосипед в доход города Николаева 1 рубль 50 копеек ежегодно вперед; в случае же приобретения велосипеда с 1 июля — вносится лишь 75 копеек Номерные знаки при отчуждении велосипеда передаются новому собственнику без дополнительного сбора. Знак выдается бесплатно.

Как видим, правила были строгие. Сейчас на велосипеды номерные знаки не требуют, да и сбор в городскую казну велосипедисты не платят. 

Велосипедное движение в Николаеве в 20-90-х годах 20 века

Упоминаний о велосипедном движении в Николаеве после революции и гражданской войны мало. Однако задокументирован факт, что николаевские велосипедисты в 1925 году принимали участие в соревнованиях в Харькове. Медали правда не привезли, но наш город представили. 

Активно работали мастерские по ремонту велосипедов. Дело было прибыльное. Сохранилось одно из объявлений 1927 года, где в мастерской предлагали ремонт велосипедов. 

Объявление от 1927 года

Следующее упоминание датируется 1942 годом. Во то время оккупационная власть весьма серьезно относилась к владельцам велосипедов. 31 июля 1942 года Генеральный комиссар подписал полицейский приказ про допуск к использованию и приметы велосипедов по Николаевскому Генеральному округу. В нем говорилось, что пользоваться велосипедом можно только имея на это разрешение. А вот получить его было сложно. Выдавали такой документ только в том случае, если того требовали важные официальные интересы. Велосипед с таким разрешением имел номерной знак. Получить разрешение можно было у Повиткомиссара. Если же вы решили пользоваться велосипедом без разрешения, вас могли оштрафовать на 300 карбованцев или отправить в тюрьму на две недели. Да и велосипеда вы больше не увидели бы. Его по приказу в таких случаях реквизировали. 

И даже после окончания Второй мировой велосипед был все еще роскошью для николаевцев. Этот вид транспорта стал доступен только тогда, когда материальное благосостояние горожан стало улучшаться. Велосипеды уже переставали быть редкостью. Их активно выпускала украинская промышленность. В Николаеве тоже выпускали свои велосипеды. Правда - детские. Фабрика находилась на улице Новосельской. Известные красные трехколесные велосипеды там производили до конца 80-х годов 20 века. 

В 1947 году велосипедисты участвовали в одном из парадов на главной площади Николаева. Обращая внимание на то, как одеты участники - предполагаем, что это Первомай. 

Парад с велосипедистами

Возрождались и велосипедные походы. 5 июля 1951 года в такой поход отправилась группа велосипедистов областной детской экскурсионной станции. Они проехали маршрутом Николаев-Херсон-Каховка-Джанкой-Ялта. На велосипедах дети преодолели расстояние в 600 километров. 

Участники похода

Велосипедное движение в Николаеве в 21 веке. 

Сейчас выбор велосипедов очень большой. От таких, чтобы просто покататься, до специальных - гоночных и горных. В Николаеве и сейчас можно увидеть много людей, которые ездят на велосипеде на работу или предпочитают активный отдых. Но есть одно “но” - в Николаеве напрочь отсутствуют велосипедные дорожки. Решить эту проблему пытаются уже много лет, ведь количество велосипедистов постоянно увеличивается. А для своих нужд они используют тротуары и пешеходную часть улицы Соборной. 

Решать этот вопрос пытались при нескольких градоначальниках. В один прекрасный день велодорожка появилась в Корабельном районе. Но сделали ее сами активисты. Выбрали для этого один из тротуаров. Как писало издание podrobnosti.mk.ua в августе 2014 года активисты за здоровый образ жизни нанесли соответствующие знаки на тротуар. Таким образом они хотели объединить пешеходов и велосипедистов. Инициаторы совсем не подумали, что подвергают риску и тех, и других.  Вспомним, что такая инициатива печально закончилась еще в дореволюционном Николаеве. Кроме того, для велодорожки выбрали весьма небезопасный участок. Также, подобное новшество нужно было тогда согласовывать с ГАИ. Этого тоже не было сделано. 

Велодорожка руками активистов

Однако, велоактвисты не оставляют надежду получить свои дорожки. Соответствующая разметка могла появится в Николаеве еще в 2016 году. Для велосипедистов в первую очередь хотели приспособить проспект Центральный. Под  велодорожку решили отдать часть тротуара. Общественная организация “Велорух Миколаїв” выступила против такого необдуманного решения. Ведь дорожка будет узкой - два велосипедиста не разъедутся. И пешеходы вновь будут под угрозой. Предложили свой вариант - отдать под велодорожку 1,5 метра  проезжей части проспекта. Так поступают во многих городах. 

“Мы просим городскую власть учесть наши предложения и не допустить ошибку, которая приведет к бесполезной трате бюджетных денег и нанесет урон развитию велосипедного транспорта. Для определения рационального решения и более качественного проектирования предлагаем обратиться к проектантам, имеющим опыт в проектировании велосипедной инфраструктуры в г. Львов, г. Ивано-Франковск и г. Киев.Мы считаем необходимым создание выделенной велосипедной полосы на проезжей части проспекта. Рекомендованная ширина велополосы – 1,85 м (минимальная – 1,5 м)”, – говорится в сообщении “Велорух Миколаїв”.

Но велодорожек в нашем городе нет до сих пор. Какие-то шаги в этом направлении делаются, но все больше на бумаге. Даже пытались подготовить целевую программу развития велосипедной инфраструктуры до 2021 года. Исполнители менялись, и 2021 год на дворе. “Велорух Миколаїв” опубликовал на своей странице слайд с отчетом городской власти по внедрению программы развития инфраструктуры. Вот только выглядит слайд, как белый квадрат. Этим активисты хотели подчеркнуть, что на счет велодорожек “воз и ныне там”. 

А пока велосипедисты продолжают ездить по тротуарам и улице Соборной, тем самым нарушая Правила дорожного движения. 

Как в Николаеве создавались пожарная охрана можно узнать ТУТ.

#велосипед #история #велодорожки #велотранспорт #Николаев
Объявления
live comments feed...