
"Продавец дождя": постапокалиптическая фантастика на сцене Николаевского русдрама, - ФОТО

Театральные горизонты Николаевщины радуют зрителя широким разнообразием постановок на любой вкус. Идя в ногу со временем, Николаевский академический русский художественный драматический театр выпускает в свет множество спектаклей, которые отличаются новаторством в интерпретации драматургического материала. Одной из самых ярких премьер прошлого года стала постановка режиссера Евгения Олейника «Продавец дождя». Именно этот спектакль создан по принципу «любви не себя в искусстве, а искусства в себе», а также виртуозном сочетании режиссерского замысла, совершенной игры актеров и модернизированной сценографии. Подробнее о постапокалиптической фантастике на сцене русдрама узнаем из уст режиссера Евгения Олейника.
Евгений, чем обусловлен выбор именно этого материала? В чем заключается его актуальность в настоящее время?
Выбор драматургического материала обусловлен его актуальностью. Она заключается в том, что каждый человек может сомневаться в собственных возможностях, силах, в самом себе. И возникает проблема веры в себя, которая либо останавливает человека на пути к самореализации, или же, наоборот, мотивирует идти вперед. Именно в пьесе «Продавец дождя» мы видим аналогичную ситуацию. И в такой критический момент, когда вольтаж напряжения достигает своего предела, появляется он - Билл Старбак – на первый взгляд – аферист, но если присмотреться внимательнее, – ангел который помогает обрести веру в себя и пробудить любовь в сердцах героев - Лиззи Карри, ее отца, братьев, помощника шерифа Файла.
Существует много интерпретаций пьесы Ричарда Нэша. Однако в Вашей постановке она приобретает космические масштабы и напоминает в большей степени постапокалиптическую фантастику. Чем обусловлено такое решение?
Автор драматургического материала является поводом для того, чтобы театр начал разговор на тему. Поэтому я, как режиссер, ставил перед собой задачу раскрыть проблемы, затрагиваемые автором в пьесе под собственным углом зрения. Как по мне, постапокалипсис дает возможность абстрагироваться от конкретных реалий бытия, не привязываться к определенной стране, нации, времени. Поэтому и выбрана форма «жизнь в будущем», чтобы люди могли понять, как современная действительность, их образ жизни и ценности могут отразиться в будущем.

В чем проявляются новаторские элементы Вашего представления?
Новаторства в спектакле не так много. Можно говорить о использованных визуальных эффектах, особенностях сценографии. Но новыми они есть только в тех заданных условиях. Как по мне, непосредственно новаторством является то, как открываются актеры в конкретной роли, какие профессиональные возможности открывают они в себе и режиссер в них. Каждый новый спектакль, который пользуется спросом у зрителей и является новаторством сам по себе, поскольку свидетельствует о качестве сценического продукта.
Прокомментируйте реализацию в Вашей постановке антитезы «засуха-дождь» конкретных и метафорических.
По первому плану спектакля мы видим длительную засуху как естественное явление. Обостряется потребность дождя, поскольку его отсутствие несет убытки хозяйству людей, создает дискомфорт. Если же заглянуть глубже, засухой является отсутствие любви и веры в себя. Каждая человеческая душа нуждается в «дожде», что мотивирует ее на дальнейшие свершения.
Были ли у вас трудности в работе над текстуальным материалом?
Пьеса - это лишь тема для разговора, в которой каждый находит свою идею и сверхзадачу. Поэтому для воплощения в жизнь моего видения, для подтверждения решения пришлось дописывать некоторые фрагменты, например, сцены с Джимом и Снукки, чего не было в тексте Ричарда Нэша, а также некоторые фрагменты диалогов героев.

В спектакле работает два состава. Вызывает ли это различия в его общей атмосфере?
Нет, поскольку есть четкий режиссерский вектор движения, конкретное сквозное действие, которое должны воплотить актеры. Правда, они могут привнести что-то свое, что помогает разглядеть другие грани представления, увидеть его под другим ракурсом. Кроме того, это мотивирует зрителя посетить постановку еще раз, чтобы открыть под другим углом зрения затронутые в ней проблемы.
В большинстве театральных постановок Билл Старбак - аферист, обманщик. Почему в Вашем видении он выступает в ипостаси ангела?
Во-первых, в самом тексте пьесы есть указание на то, что Билл Старбак не просто человек. Он сам говорит, что его невозможно найти и поймать полиции, что пуля пройдет сквозь него. Во-вторых, каким образом аферист мог бы вселить в души героев веру в себя и любовь? Если подумать логически, как можно назвать его обманщиком, если он за конкретную плату выполнил услугу, которую обязывался предоставить: «Я, может быть, сумасшедший, но я не мошенник. Я не мошенник хотя бы потому, что сорок шесть долларов - это ровно столько, во что мне обходится вызов дождя. Я на этом деле не зарабатываю ничего, если не считать любви, которой меня награждают люди ». Он не совершил ничего противозаконного. Зато кардинально изменил к лучшему жизнь семьи, в которую пришел.
Пьеса «Продавец дождя» написана в 50-х годах прошлого столетия. Своевременная ли она сейчас?
Конечно. Проблематика потери человечности, к сожалению, актуальна всегда. И именно поэтому эта пьеса и постановки на ее основе всегда актуальны и нужны.
Как реализуется в спектакле проблема экологии, единства человека с планетой?
Нужно относиться с благодарностью к тому, что нам подарила Вселенная, сохранить то, что мы имеем и совершенствовать это. Человечество не должно жить по принципу Калигулы: «После нас хоть потоп». Мы должны задуматься над тем, что получат в наследство наши потомки и каким будет их будущее. В спектакле отражена реальность через определенный промежуток времени от настоящего. Герои вспоминают некий взрыв. Он кардинально изменил их действительность. Множество элементов сценографии воспроизводят то состояние природы, которое является опасным для героев. Они надевают респираторы, выходя на улицу, должны использовать определенные меры защиты себя от таких экологических условий. Люди расплачиваются за то, что не смогли уберечь среду своего обитания и имеют такие последствия. Вот здесь обостряется проблема взаимовлияния человека и природы, которая актуальна и сегодня.
В постановке происходит нивелирование американской действительности. Можно ли утверждать, что это обусловлено общественно-политическими реалиями того времени?
Вот это так сказать нивелирование является средством абстрагирования от конкретного государства и народа. Я не имел целью изобразить Америку того времени, сделать срез конкретного общества. Этой постановкой я хотел сказать, что проблемы в ней касаются всех и каждого, они стоят вне какой бы то ни было нации, имеют отношение ко всем гражданам планеты Земля.

«Продавец дождя» - спектакль-предсказание или предостережение?
Это спектакль-пожелание. Каждый должен сохранить человека в себе, веру в будущее, любовь к себе и к каждому.
Существуют различные взгляды на спектакль. Кто-то не одобряет решение постапокалиптики, кто-то пытается провести параллели с экранизацией и считает постановку трудной для восприятия. Как Вы это прокомментируете?
Сколько людей, сколько и мнений. Театр не имеет целью подстраиваться под зрителя и его вкусы. Он, прежде всего, указывает на проблемы и ставит вопросы. А зритель уже сам делает для себя выводы. В этом есть некая божественность – право выбора, данное человечеству свыше.
Спектакль «Продавец дождя», безусловно, взбудоражил сознание зрителей. Такое гармоническое единство содержания и формы, сочетание модернизированных технических эффектов, сценографии, и главное - таланта режиссера и актеров дали свои результаты. Проблемы, затронутые в постановке, созвучны сегодняшним тревогам общества. «Продавец дождя» - один из тех удачных спектаклей, который делает репертуар Николаевского академического русского драматического театра разноплановым, модерным и интересным.

режиссер Евгений Олейник
Беседовала Оксана Олейник
Читайте также:Новым руководителем аппарата Николаевской ОГА планируют назначить главу Витовского района.