Николаевские общественники расшевелили «осиное гнездо» нелегальных перевозчиков
Качество пассажирских перевозок давно на слуху у общественников Николаева.
О проблеме сегодня говорят много и часто. Вроде и власть начала прислушиваться к замечаниям тех людей, которые пытаются направить ситуацию в положительное русло. Но особой готовности к сотрудничеству пока не проявляет.
С наступлением сезона отпусков пассажиропоток через Николаев увеличивается в разы. Сервис местных перевозчиков - как был, так и остается на низком уровне. Наша область, по словам экспертов Ассоциации работников транспортной сферы и инфраструктуры, пожалуй, единственная, где наряду с официальными автовокзалами, работают нелегальные.
Возьмем, например, междугородний автовокзал, который расположен неподалеку от рынка Колос.
Здание и платформы - вот и все, что является собственно станцией. То, что дополнительно функционирует вокруг - к автовокзалу уже не имеет никакого отношения. Это созданные нелегальными перевозчиками свои собственные отправные точки. С одной стороны, казалось бы, вот тебе конкуренция. Развивай сервис и улучшай качество предоставляемых услуг. Однако, ни для кого не секрет, что цель не такова.
В области есть несколько крупных перевозчиков, которые вплотную сотрудничают с официальными автовокзалами. Но директора этих предприятий быстро сориентировались, что прибыль, которая не проходит через официальные источники, может быть гораздо большей. Создание именно альтернативных станций позволяет легко уйти от прозрачности. Основная проблема таких вокзалов - невозможность проконтролировать их деятельность. И представители власти некоторым образом закрывают на это глаза. Согласно конкурсным условиям, выполнять которые обязуются перевозчики, - должен быть четкий график движения, обилечивание (что по сути является страховкой для пассажира), созданы условия отдыха водителей и тех, кто ожидает рейс, санитарная зона. Сталкивались ли вы с соблюдением этих условий отправляясь, например, в Одессу или Херсон на маршрутках, которые начинают движение по мере заполнения салона? Кроме того, знаете ли вы, что именно в этих маршрутках стоимость билета могла бы быть меньшей? Только на основании того, что перевозчики не платят станционный сбор.
Областная и городская власти с определенной периодичностью проводят конкурсы перевозчиков.
Возможности предприятий оцениваются за многими критериями. В том числе, учитывается качество подвижного состава. Как правило, на конкурс предоставляются автомобили определенного уровня комфортности. Согласно условиям, перевозчик может заменить автобус, но только на такой, который классом выше. По факту - некоторые маршруты обслуживают древние ЛАЗы, на которые и смотреть уже страшно, не говоря о том, чтоб передвигаться в них. Яркий пример - станция Дачная, что находится по адресу Чкалова, 8. Тут "радует глаз" практически все. Начиная со станционного здания, которое стоит практически на проезжей части и заканчивая теми же ЛАЗами. Да и местные жители уже не раз обращались к здравому смыслу городских чиновников с просьбой убрать весь этот беспредел из-под их окон. Ведь через несколько сотен метров функционирует пригородный автовокзал, платформы которого чаще пустуют.
Из-за нелегально работающих станций и перевозчиков, по скромным подсчетам Ассоциации транспортной сферы и инфраструктуры, бюджеты всех уровней за последние несколько лет недосчитались около 50 млн гривен поступлений. Еще один пример: на автостанции "Николаев" работает 70 человек. ООО "Южный автовокзал" (альтернативная станция) - менее 10. Пассажиропоток примерно одинаковый. А расхождение в бюджетных поступлениях - до 20-крат. И это только исходя из доступной информации.
Сегодня на рынке автоперевозок должно быть три заинтересованные стороны: сами предприниматели, потребители услуг - громада, и власть, которая должна выполнять контролирующие функции.
Пока одеяло, по молчаливому согласию остальных сторон, тянет на себя перевозчик. По сути, в Николаеве существует некая монополия в этой сфере. Что, по мнению транспортников, дает им право диктовать свои условия. Как это было, например, когда маршрутчики затеяли забастовки. К чести властей, на шантаж они не отреагировали. Но и в целом проблемы не решили.
Выход есть.
Для начала - избавиться от коррупционной составляющей и лоббистов в транспортной комиссии горсовета. Ее, к слову, возглавляет владелец фирмы-перевозчика. При правильном подходе - создание муниципального автопарка и пуск на маршруты транспорта большей вместимости. Обязательно ДжПиС - навигация. Что даст возможность жесткого контроля движения транспорта. Кстати, речь об этом уже ведется некоторое время, но инициативы тщательно блокируются на сессиях. А главное - нужно работать в правовом поле. Создать такие условия, чтоб бизнес сам был заинтересован в социальной ответственности.
Сейчас общественники пытаются разворошить это осиное гнездо.
Буквально забросали ответственные органы запросами и обращениями по тому или иному нарушению. Насколько власть готова к подобному сотрудничеству - покажет время. Будем надеяться, что общими усилиями порядок будет наведен.