Этой весной киевскому фуникулеру исполняется 110 лет, сообщают новости дня http://gazeta.ua/ru/. Сегодня фуникулер стал настоящей достопримечательностью столицы, но многие туристы, и даже жители города не догадываются о его богатейшей истории.
Киев всегда славился своими склонами. И с первого дня существования города, существовала и проблема для его жителей: как с Подола попасть в Верхний город. Изначально людям приходилось подниматься вверх простыми протоптанными тропинками. Немного позже стали возможны прогулки по Андреевскому спуску, а еще позже через Владимирский спуск можно было проехаться на трамвае. Но все эти способы не смогли решить проблему, и она продолжала беспокоить жителей столицы вплоть до XIX века.
В другом большом городе – Одессе, проблема подобного подъема была решена запуском фуникулера. Произошло это событие в 1902 году. Положительный опыт работы одесского фуникулера не остался без внимания, и уже в 1905 году подобная конструкция появилась и в Киеве.
20 мая состоялся официальный запуск фуникулера. На открытии присутствовали многие представители власти и духовенства. Уже на следующий день новенький фуникулер начал перевозить обычных горожан, и в течение первого года работы им воспользовалось полмиллиона жителей Киева.
На момент запуска Киевский фуникулер считался самым современным и прогрессивным инженерным решением. Вся система оборудования, включая тележки вагонов, была изготовлена в Швейцарии. Скорость движения составляла 2 метра в секунду. Впрочем, как и сегодня.
В 1918 году фуникулер был муниципализирован, что позволило ему работать даже в период Гражданской войны. В 1928 году на канатной дороге произошла авария, после чего приняли  решение провести полную реконструкцию. Возвращаясь к первоначальному проекту, нижняя станция была перенесена на улицу Сагайдачного. Таким образом, дорогу продлили на 38 метров, и такой она остается по сегодняшний день. Интересно, что вход на новую станцию проходил через подъезд жилого дома. Свою работу фуникулер возобновил в 1929 году.
В 1934 году Киев снова стал столицей Украины. В городе повсеместно разворачивались новые строительные проекты, и старые объекты были под угрозой сноса или кардинальной реконструкции. Новый генплан предполагал перенос подъема с фуникулером на другое место, но жители города отстояли его прежнее место. После остановки фуникулера в 1937 году, он вскоре снова стал перевозить благодарных горожан.
В военный период в работе подъемника были сбои. Полностью восстановить его работу стало возможно только в 1943 году, после освобождения города.
Послевоенная реконструкция фуникулера проходила в 1956 -1958 годах. После этого пассажирам предложили полностью новые  вагоны с дверью-автомат и мягкими сидениями. Эскизы этих вагонов были утверждены главным архитектором столицы, что являлось очередным доказательством важности данного объекта.
Второй этап реконструкции припал на 1963-64 год. Произошло усовершенствование оборудования, а также свой вид изменили фасады станций.
В 1976 году институт «Киевпроект» предложил заменить фуникулер на более современные подъемники. Но, в 1980 году, главный архитектор Игорь Иванов убедил градостроительный совет сохранить фуникулер, как уникальное историческое сооружение. «Киепроект» начал разрабатывать эскизы новых станций. Реконструкцию провели спустя 3 года.
Киевляне увидели новый фуникулер зимой 1984 года. С тех пор его внешний облик не изменяли.