Дорасти до Европы…

 В Риге 21-22 мая прошел саммит стран “Восточного партнерства”, направленный на сближение государств ЕС  и стран-партнеров. Можно сказать, что Украина не смогла выполнить программу-максимум, однако определенные достижения были достигнуты. Ключевой неудачей можно считать отсутствие в итоговой декларации положений об осуждении аннексии Крыма. Усилия по исключению крымского вопроса приложили союзники России – Беларусь и Армения.

 Ожидаемо Украина не получила безвизовый режим с ЕС в 2015 году, как это планировалось ранее. Еврокомиссия пообещала опубликовать свои выводы по подготовке к началу безвизового режима в декабре 2015 года, и в случае успешного результата, Украина получит такую привилегию уже в 2016 году.

 Кроме прочего, было подписано очередное соглашение по оказанию Украине макрофинансовой помощи в размере 1,8 млрд Евро (2 транша в 2015 и 1 транш в 2016 году).

 По мнению политолога Алены Гетьманчук, саммит в Риге продемонстрировал глубину асимметрии ожиданий между Украиной и ЕС.

 “Украина хочет получать постоянные знаки внимания. ЕС хочет получать знаки уважения. Для Украины логическим переходом от подписания СА является фиксация перспективы членства. Для ЕС логическим продолжением подписания СА является не перспектива членства, а имплементация документа”, - написала Гетьманчук в одной из колонок.

 Впрочем, саммит “Восточного партнерства” – это всего лишь политическая сторона вопроса. А как известно, решения и договоренности политического руководства страны далеко не всегда означают их полное принятие обществом. То же самое касается и европейских принципов: власть пытается продемонстрировать преданность этим принципам, но внутри самого украинского общества все не так однозначно.

 В центре Киева инициатива “Против дискриминации” провела социальный эксперимент, в рамках которого задавала вопросы, относительно принятия тех или иных групп, случайным прохожим. В результате эксперимента, авторы опроса приходят к выводам: в Украине существует дискриминация.

 Журналисты CitySites опросили общественных деятелей, политологов и политиков в разных городах Украины, чтобы понять: что мешает украинцам ощущать себя частью Европы?

“В первую очередь нам нужно научиться жить по закону. С одной стороны, мы говорим о коррупции, но все должны не нарушать закон! Это ключевые вещи. Должно быть верховенство права и справедливый суд. Все начинается с мелочей: пристегиваться в машине, компостировать талончики, быть вежливым и платить налоги. Сейчас также есть необходимость защищать свою страну, так как без этого не будет европейскости”, - высказал свое мнение профессор кафедры политологии НаУКМА Алексей Гарань.

 Депутат Харьковского облсовета, советник министра МВД Авакова Иван Варченко считает, что украинцы, без сомнения, часть Европы, однако сказывается негативный исторический опыт.

 “У нас уже есть трагическая история за все время существования Украины как страны и как государства, которая показывает, что если человек пробует достичь свободы - то это заканчивается еще более суровым рабством. Таким образом, нам стоит строить будущее, анализируя прошлые ошибки”, - уверен Варченко.

 Бизнес-эксперт из Днепропетровска Кирилл Рублев уверен, что Украина обязана следовать европейским стандартам для полной интеграции.

 "Интеграция в Европу - это неизбежный процесс, но очень болезненный для нашей страны. Мы очень долго жили по другим стандартам, и теперь все нужно менять, перестраивать. Это касается всех сфер экономики. А главное - нужно самим научиться эффективно и грамотно распоряжаться собственными ресурсами. Честно говоря, сложно сказать, сколько нам понадобится для этого времени", - уверен аналитик.

 Доктор исторических наук, бывший преподаватель Донецкого юридического института Дмитрий Белый уверен, что существенный разрыв Украины и Европы составляет отсутствие развитого местного самоуправления.

 “Я думаю, что большинство украинцев считают свою страну частью Европы, по крайней мере, элита. Но одно дело считать, а другое - соответствовать этому чувству… Сильнейший удар по европейской ориентации Украины был нанесен после 17 года позапрошлого столетия. Были ликвидированы особенности, которые являлись частью европейской цивилизации: самоуправление, независимая судебная система, отсутствие идеологического тотального контроля государства. Все это, понятно, наложило свой отпечаток. Вернуть все на свои места сегодня мешает, опять-таки, противостояние с Россией и максимально коррумпированная государственная система. И что крайне важно - у нас сегодня нет традиций самоуправления, гражданского общества на городском уровне”, - уверен историк.

Расхожее мнение, что главный враг развивающейся страны – это патернализм, озвучила глава бесплатной психологической службы Кривого Рога Светлана Мокрякова.

"Что мешает украинцам идти в Европу? Вера в царя-батюшку, которая является следствием инфантильности сознания. Европейское сознание подразумевает повышение личной ответственности каждого гражданина, повышение его политической образованности и активного или хотя бы небезразличного участия в судьбе страны, устранение психологии "моя хата з краю". Украинцы очень трудно расстаются с привычными типами мышления и с удобной безответственной позицией. Процесс взросления как отдельного человека, так и страны, происходит не быстро " – рассказала психолог.

Глава офиса реформ во Львовской области Орест Матвиишин считает, что важнее всего для евроинтеграции – сохранение культуры и законопослушность.

"По своему характеру украинцы являются европейцами, но им нужно научиться выполнять законы и придерживаться самодисциплины. Родители и педагоги должны воспитывать у каждого ребенка любовь к своему государству и желание выполнять законы… Не лишним будет работать над развитием инфраструктуры, что в свою очередь, привлечет внимание туристов и принесет новые инвестиции. А главное - украинцы должны беречь культуру и архитектуру и передавать ее потомкам ", - уверен эксперт.

Доцент кафедры финансов и кредита Запорожского национального университета Тарас Шевченко считает, что украинскому обществу еще нужно расти для полного принятия европейских правил и принципов.

“Сегодня наше общество очень разобщено. Нам, безусловно, есть за счет чего расти: мы имеем земельный капитал, финансовый, но у нас нет социального капитала. Нам предстоит сначала повзрослеть, созреть, сделать так, чтобы заработали социальные лифты, и тогда у нас действительно будет демократия, а не олигархия. И нация тогда будет чувствовать себя по-другому”, - уверен преподаватель.

По мнению депутата Одесского горсовета от фракции "Фронт Змин" Александра Остапенко, "главное, чего не хватает большинству украинцев, чтобы ощутить себя европейцами - это осознания, что именно Ты, а не кто-то другой ответственен за твою жизнь. Не государство, не политики, не чиновники, а именно - Ты! Все остальное - вторично. Если это осознание будет прогрессивно развиваться, появятся все: и порядочные чиновники, и политики, и государство, и мечты. Мы просто это потребуем и построим сами. Это качество личной ответственности сродни ощущению достоинства и свободы. Тот, кто способен это понять, тот не будет ждать, пока его жизнь и все вокруг сделают лучше - он будет это делать сам", - уверен политик.

 

Вместо эпилога 

Если провести срез мнений наших спикеров, то проявляется интересная картина. Украинцы хотят жить в европейском государстве, но не совсем готовы к этому. На нас давит “тяжелое наследие” советского прошлого и навязываемый веками патернализм, когда люди доверяли свою судьбу царькам, не желая нести ответственность за себя. И, конечно, необходимо начать уважать государственные институты и, в первую очередь, закон.

К слову, именно об этом говорил и посол ЕС в Украине Ян Томбински, общаясь с журналистами в Мариуполе. Уважение к закону, развитие конкуренции и борьба с коррупцией – вот что, по мнению дипломата, мешает Украине двигаться в Европу. А вот все разговоры о ментальных различиях – полная ерунда, считает Томбински. Надо просто верить в себя.

Михаил Криволапов

Ригп
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

Общество
7 июля Служба автомобильных дорог Николаевской области подписала договор с ООО “Европейская дорожная компания”.  Подрядчик должен будет выполнить мелкий ремонт одной полосы трассы Н - 24 Благовещенское - Николаев, сообщает корреспондент 0512.com.ua со ссылкой на данные Prozoppo.  Тендер был объявлен еще 10 апреля.  Документы на конкурс подали шесть компаний,  среди который были и николаевские. Общая цена договора составила 66 819 678 гривен. /Аукцион состо...
Криминал
7 июля николаевские полицейские оперативно задержали мужчину, который обокрал автомобиль Honda Civic .   О краже правоохранителям сообщил владелец автомобиля. Он рассказал, что авто было припарковано возле дома по улице Севастопольской. Из салона грабитель похитил сумку, в которой были   мобильный телефон, деньги в сумме около трех тысяч гривен и личные документы. Полицейские быстро установили личность вора. Им оказался ранее судимый за похожие преступлени...
Власть
В Николаеве от улицы Виноградной до улицы Космонавтов установят дорожные знаки, которые запрещают стоянку фур. За данное решение, 8 июля, проголосовали члены николаевского исполкома, - передает корреспондент 0512.ua. Напомним, что утром и вечером 3 июля жители улиц Железнодорожная и Турбинная перекрыли проезд  для большегрузного транспорта в порт. Акция началась в 21:00. У жителей Турбинной и Железнодорожной одно требование -  решить многолетнюю проблему с...
Общество
8 июля КП “Николаевводоканал” завершил прокладку части труб коллектора в районе улиц Чкалова и Малой Морской и открыл проезд для автомобилей.  Об этом сообщается на странице предприятия в Facebook.   Напомним, что работы по прокладке коллектора диаметром 600 и 800 мм начались еще в декабре 2019 года. В феврале начали замену труб на пересечении улиц Чкалова и Малой Морской.  Стоимость работ 1 миллион  678 тысяч евро.Сейчас идут работы по замене труб коллект...
Власть
Мэр Николаева надеется, что после того, как Ингульский мост саморазвелся, горвласть начнет работать активнее в направлении передачи моста на баланс "Укравтодора".  Об этом он заявил в среду, 8 июля, в ходе заседания исполнительного комитета Николаевского городского совета, - передает 0512.ua. Ранее мэр Николаева заявил, что новое асфальтное покрытие на Ингульском мосту, которое ремонтирует "Служба автомобильных дорог Николаевщины" прослужит до заморозков. ...
Общество
8 июля Кабинет министров Украины утвердил в должности уполномоченного по защите государственного языка николаевца Тараса Кременя.   Об этом на своей странице в facebook сообщил министр культуры Александр Ткаченко.   Вызов поставлен непростой, заданий много. Желаю сил и выдержки. Надеюсь офис омбудсмена заработает в ближайшее время,” - написал Александр Ткаченко.    Тарас Креминь тоже отреагировал на свое назначение.    Для справки: Тарас Дмитриевич Кремень...
Общество
7 июля городская больница №3 и больница скорой медицинской помощи получили современные аппараты искусственной вентиляции легких.  БСМП получила аппарат ИВЛ - S1100Д стоимостью 856 тысяч гривен. Его используют на всех уровнях респираторной поддержки.  Городская больница №3 - аппарат ИВЛ - SV300 стоимостью 607 тысяч гривен. Прибор имеет полный набор режимов искусственной вентиляции легких, расширенный контроль жизненно важных функций, может использоваться у...
Общество
Новыю креативную локацию в центре Николаева собирается открыть  платформа «МрійДій». Об этом сообщается на странице платформы в соцсетях.  Локация разместится на верхнем БАМе (бульваре адмирала Макарова). Изюминкой станут человеческие фигуры. Их размер 2,5-3 метра. У каждой будет подсветка. Работать над созданием локации будут одесские скульпторы. Каждая созданная фигура символизирует человеческую эмоцию и  состояние души.  В этом уголочке набережной можно...
Общество
В Николаеве, 8 июля, на пересечении улиц Декабристов и Шевченко упала ветка на трамвайные пути. Об этом сообщают в Николаевэлектротрансе. Из-за того, что ветка от дерева упала прямо на трамвайные пути, остановлено движение трамваев 1 ( Яхт-Клуб- Широкая Балка) и №3 (ЧЗС- 3-я Военная). Альтернативными маршрутами частично могут быть маршрутки №№9 и 15.  Дерево оборвало контактную сеть, которая необходима для движения электротранспорта. На месте работают авар...