Ее строили каторжники, турки и заключенные: история канализации Николаева, - ФОТО
Как в Николаеве строили канализацию.
Редакция 0512.ua писала о том, как в городе проводили воду, теперь мы расскажем о том, как в Николаеве появилась канализация.
Первый объект городской канализации - городовая канава - был сооружен в 1795-1797 годах, пленными турками и каторжниками под руководством капитана-инженера Горохова. Канава пролегала по самому низкому месту в городе - улице Мещанской, вдоль которой протекал рукав дельты Ингула. Канава предохраняет город во время ливней от затопления. Впоследствии канава получила название - Мещанская.
Во время правления адмирала Алексея Грейга, канава была отремонтирована и очищена. Позже, параллельно этой канаве, проложили еще одну - по улице Инженерной. В районе Левад канавы сливались вместе, далее вода стекала в овраг, а оттуда - в Бугский лиман.
На улице Потемкинской были устроены каменные стоки с решетками. Вблизи этих канав находились бани и заводы. В советский период, канава была перегорожена, в связи с расширением завода “Дормашина” (бывший завод братьев Донских - прим.) и замусорена. В наши дни, это один из самых затопляемых районов в городе во время ливня.
В 1870-х в Николаеве существовала одна частная канализация: она шла по улице Артиллерийской от Пивного завода и использовалась для стока отходов производства.
Бытовая канализация появилась в Николаеве в начале 20 века. Она проходила по двум улицам - Адмиральской и Никольской.
Инженер Виктор Вебер еще до начала строительства водопровода в Николаеве (1904 год - прим.) настаивал на одновременном сооружении водопровода и канализации.
“Беру на себя смелость убедительно рекомендовать не разделять сооружение этих два грандиозных украшений города…".
Опираясь на исследования Юстуса, в том числе и на карту древнего русла Ингула, на исследования других европейских городов, выводя формулы прироста городского населения Николаева, учитывая плотность населения в Московской и Одесской части города, площади стока, коэффициенты замедления, Виктор Вебер настаивал, что район, где проходила Мещанская канава, необходимо застраивать канализацией в кратчайшие сроки: построить так называемую систему №2, после системы №1.
Система №1 включала бы в себя только один коллектор по улице Заводской. Этот коллектор являлся бы главным коллектором всей канализационной сети и служил отводом на поля-фильтры всех сточных вод Николаева. Всего систем планировалось сделать семь.
Вебер также отмечал, что канализация очень важна для Николаевского порта, так как вся масса ливневой воды затапливает портовую территорию и портит мостовые.
Инженер учитывал производственный и человеческий фактор:
"Я позволю себе рекомендовать одно еще относительно промышленных вод – это обязательное постановление под страхом ответственности за порчу канализационных уличных коллекторов, воспретить спуск в городскую сеть вод конденсационных и из холодильников, а также содержащие в себе щелочи и кислоты крепостью свыше 5% и температурой 40 С".
Только к 1912 году был разработан проект канализации, но Первая мировая война и дальнейшие события не дали реализовать намеченные планы. Полномасштабное строительство канализации началось уже в 1930-х.
На улице Спасской в 1936-1937 годах канализацию прокладывали заключенные. Канализация сливалась под землей по трубам через Сухой фонтан в Бугский лиман.
Юрий Крючков в своей книге “Град Святого Николая” вспоминает, что в 1930-х годах, из забитых колодцев на Сухом фонтане лились фекальные массы, образуя ручья, стекавшие в лиман. Дети, шутя, называли их “Боржоми”.
В 1958 году в Николаеве провели центральный водопровод, затем в городе появилась и современная канализация. В последний раз ливневые стоки и канализацию масштабно модернизировали в 1970-годах.
На сегодня лишь 75% Николаева “покрыто” канализацией. Во время ливней, некоторые микрорайоны сильно затапливает, создавая этим препятствия и для водителей, и для пешеходов.
Официально в Николаеве - 12 точек сбросов сточных вод в реки, однако многие предприниматели нарушают законодательство, а также жители частного сектора которые несанкционировано проводят сточные трубы, - тем самым усугубляя экологическое состояние Южного Буга, Ингула и Днепро-Бугского лимана.
По материалам книги Юрия Крючкова “Град Святого Николая” и сайта “Николаевский базар”.
Фото с открытых источников.