Маршрутом трамвая № 1: История Николаева видна из окон электротранспорта, - ФОТО
Редакция 0512.ua. проехалась по самому длинному трамвайному маршруту - №1 и решила рассказать читателям, что же видно из окон электротранспорта. Маршрут курсирует от микрорайона Широкая Балка и до Яхт-Клуба, тем самым охватывает внушительную часть города, проезжая по различным “закоулкам”. Что же стартуем.
Маршрутом трамвая 1
В трамвае кто-то читает книгу, слушает музыку или просто общается с соседом, но, если вдумчиво смотреть на те места, мимо которых проезжаешь, можно охватить хороший пласт истории города.
К примеру, направляясь с конченой, пассажиры едут мимо стены завода “Зоря”, а на остановке “Виноградная” к 7 утра подъезжают заводчане. В 16:30 они вновь будут ждать трамвай, чтобы добраться домой.
"Начало строительства завода "Заря" пришлось на послевоенный период. Для развития энергетики и судостроения страны нужно было сделать производство турбин. 9 июля 1946 года Совет Министров СССР принял постановление о создании завода по строительству судебных паровых турбин в Николаев, который имел мощный производственный потенциал и судостроительные заводы. Для нового завода исполком Николаевского городского Совета депутатов трудящихся выделил площадь на юго-восточном пригороде города. В 1948 году дополнительно было выделено еще 62 гектара. Одновременно с комплексом завода был спроектирован жилмассив для рабочих.
Подготовительные работы по строительству начались в марте 1948 году В течение пяти лет были введены в эксплуатацию основные постройки завода. В январе 1953 года произведен первый организованный набор рабочих и инженерно-технических работников. 17 октября 1953 года министром транспортного и тяжелого машиностроения был издан приказ, согласно которому Южный турбинный завод в г. Николаеве частично введен в эксплуатацию. Но осваивать производство паровых турбин заводу не пришлось. Уже в марте 1954 г. на заводе по заданию правительства работала комиссия в составе конструкторов и технологов Министерства авиационной промышленности для выявления возможностей изготовления на заводе газовых турбин для судов Военно-Морского Флота".
Далее - улица Театральная. С одной стороны знакомый всем ранее кинотеатр “Юность”, а теперь концерт-холл. Это был первый кинотеатр в городе с широкоформатным экраном и на 1200 мест. Построили кинотеатр в 1971 году. И за время своего существования он закрывался дважды, и во второй раз, к сожалению, навсегда.
А с другой - “ДК “Молодежный”. Сейчас его реконструируют и хотят сделать действительно дворцом, где будут воспитывать талантливых детей.
Дворцу культуры 64 года, он был основан в 1957 году и назывался домом культуры имени 40-летия Октября, с 2010 года стал именоваться Николаевским городским Дворцом культуры “Молодежный”. Дом культуры строился заводом “Зоря” - “Машпроект”, позже был передан городу и вот уже более 10 лет находится в подчинении городских властей. ДК построен по типичному в 50-е годы стилю - неоклассицизма и подобные здания в Украине можно встретить часто. К примеру, в Николаеве их два, еще один расположился в Корабельном районе.
В Заводском районе пассажир едет мимо остановок “ЧСЗ” и “ЖД вокзал”. И да, если выйти из трамвая на этих остановках, то за несколько минут можно дойти к административному зданию некогда работающего Черноморского судостроительного завода.Ранее завод назывался “Наваль”, переводится, как “морской”. Он был построен практически на 100 лет позже, чем Николаевский судостроительный завод - в 1897 году. В народе его называли французским заводом, хотя владели им бельгийцы “Общество корабельных верфей, мастерских и плавилен”. Говорили на заводе на иностранном языке, потому что два первых директора не владели русским, работникам необходимо было знать французский. Основателями завода считаются Г. Франсуа и Е. Делуа. В 2018 году Хозяйственный суд Николаевской области признал ПАО “Черноморский судостроительный завод” банкротом. А на следующий год его выставили на продажу.
Что касается ЖД вокзала, то это первый вокзал, откуда ездили поезда.
"Железная дорога начала свою работу в 1873 году, открывали ее с пышностью, на станции также отслужили молебен. Вторым по значению после пассажирских перевозок, должна была стать перевозка хлеба, угля и руд в Николаевский коммерческий порт. Но это было довольно сложно. Товарная станция находилась в 2-х верстах от порта, а дороги оставляли желать лучшего".
Позже Дума подписала договор с правлением Харьковской-Николаевской железной дороги и появилась рейковая ветка от товарного вокзала к порту. А с 1 января 1907 года Харьковско-Николаевская дорога объединилась с Курско-Харьково-Севастопольской и стала называться Южной железной дороги.
“За 1893 г. на Харьково-Николаевской железной дороге было перевезено 125171451 млн. пудов частных грузов и багажа. Развивается и пассажирский железнодорожный транспорт. В 1894 г. в Николаеве прибывало и отправлялось два пассажирских поезда - утром и вечером”.
Здание бывшего ЖД вокзала постепенно увядает и его почти не видно из-за рынка.
Первый трамвай проезжает мимо детского городка “Сказка”, в котором проводится реконструкция. Торжественное открытие “Сказки” состоялось 19 мая 1982 года в честь 60-летия Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Добавим, что подобных “Сказке” центров отдыха для детей в Украине немного. На лучший проект застройки “Сказки” объявили конкурс. Победителем стал Вадим Попов, которого и назначили главным архитектором строительства.
Все меняется и детский городок “Сказка” - не исключение. Городок стараются улучшать и делать его еще ярче, интереснее и уникальнее. Не так давно отремонтировали корабль и прилегающую территорию. “Буян” изменил расцветку, а волны стали белыми. Появилось много новых зелёных зон с газонами, уникальными растениями, завезенными из Европы, системами автоматического полива и декоративными элементами. Также можно наблюдать новые Арт-объекты, такие, как Сказочный байк и мини-макеты Эйфелевой башни, Башни Шухова и настоящая пожарная машина..
Маршрутом трамвая 1
Пересекая проспект, едем по Декабристов. На углу Адмирала Макарова и Декабристов нельзя не заметить Католический костел. Есть пару мгновений, чтобы успеть запечатлеть все детали этого вида. Церковь была построена в так любимом в нашем городе эклектическом стиле по проекту одесского архитектора Владислава Домбровского. Он соединил элементы двух стилей: неороманского и неоготического. В 1904 году у входа в церковь была размещена доска, посвященная 110-летию существования католической общины в Николаеве.
Маршрутом трамвая 1
Из окна трамвая видно и флаг рекордсмен, ведь проезжаем парк “Юных героев”.
А далее - конечная “Яхт-клуб”, выйдя можно прогуляться или к *8 Причалу или же непосредственно к Яхт-клубу. Что касается последнего места, то в 1887 году, 12 августа, прошло собрание, на котором желающие могли стать членами Яхт-клуба. Но важно отметить и то, что членами Яхт-клуба могли быть не все, а представители узкого круга местной знати. В 1888 году устав утвердило министерство, а официальное открытие состоялось через год - 7 мая 1889 года. Первоначально Яхт-клуб с пристанью и сараем построили на реке Ингул, а в 1887 году Яхт-Клуб переместился в Спасск. Тогда он было пригородом Николаева. В 1904 году архитектор Леопольд Роде создал здание в стиле итальянского ренессанса, напротив которого поставили морские пушки, врытые в землю. 17 мая 1904 года здание торжественно открыли.
Маршрутом трамвая 1
На этом поездка завершена. Трамвай готовится делать новый круг по маршруту “Широкая Балка- Яхт-Клуб”.