Заменили эксплуатацию волов и помогали в строительстве весомых объектов в городе: локомобили в Николаеве,- ФОТО
Локомобили в Николаеве.
Тема транспорта часто многих интересует, особенно, когда речь идет о первых шагах привлечения техники в обыденной жизни людей, привыкших работать своими силами. Редакция сайта 0512.com.ua решила рассказать об одном из таких событий и дальнейшем развитии данного вида транспорта в Николаеве. Речь пойдет о локомобилях - паровых машинах, которые сегодня уже не встретишь в обыденной жизни.
Так, до появления данного вида транспорта в Николаеве, горожане пользовались волами. Ежедневно эти животные тяжело работали в Адмиралтействе - переправляли тяжести, переносили лес, а также их использовали на мельницах. К тому же, в городе существовал целый воловий двор, где содержали животных. Он находился к югу от Спасска и примыкал к Лескам.
Стоит отметить, что для внутренних перевозок ежегодно в среднем использовалось свыше пяти тысяч воловьих подвод, на которых работали крепостные селяне. Однако техника вытеснила эксплуатацию волов.
В 1860 году к власти приходит вице-адмирал Богдан Фон-Глазенап и осуществляет важный шаг для развития Николаева - открывает город для зарубежной торговли.
Естественно открывается первый Коммерческий порт для захода иностранных судов.
В это время в Николаеве происходит еще одно важное событие во внедрении техники в жизнь горожан - Адмиралтейство получает первый локомобиль, работающий на пару, сделанный в Англии.
Вот как описывает это событие Е. Павловский в своей корреспонденции в журнал "Морской сборник":
- Еще одна новость в Николаеве; в марте доставлен сюда из Одессы изготовленный в Англии для нашего Адмиралтейства локомобиль, или лучше сказать, паровая перевозочная машина в 8 сил... Локомобиль был опробован: очень хорошо поднялся от западных адмиралтейских ворот по крутой горе к собору, прошел по Адмиральской улице и воротился благополучно в Адмиралтейство, сзади была прицеплена обыкновенная карета; поезд этот обратил, конечно, внимание проходящих и скоро разнеслась молва, о необыкновенном явлении, так что когда локомобиль вошел в Адмиралтейство, то большая толпа нахлынула посмотреть на чудо,- говорится в статье.
Юрий Крючков в своей книге “История Николаева. От основания до наших дней” отмечает, что первый локомобиль мог тянуть 26 тонн груза и заменял собой десятки волов.
Вскоре, после появления первой паровой машины, появилась и вторая. Тогда началось "преобразование рабочих сил Николаевского адмиралтейства". Всю тяжелую работу и транспортировку грузов выполняли локомобили. К тому же топливом для локомобилей могли быть разные отходы (опилки, костра, щепы, шелуха), или же дрова, торф, уголь и солома.
“Николаевский Базар” нашел фотографии, доказывающие, что паровые машины активно использовались на “Руссуде” (ныне Николаевский судостроительный завод). Во время реконструкции завода в 1911 - 1913 годов локомобили были главными “помощниками” в строительных работах.
Конечно же локомобили не только использовали в Николаеве, но строили. Паровыми машинами английских и французских типов занимался Черноморский судостроительный завод.
ЧСЗ
Об использовании паровой машины в городе говорится и в газетах. В одной из заметок указано, что в 1921 году локомобиль применили для ремонта Пересадовского моста под Николаевом.
Как долго использовали данный вид техники в городе неизвестно, однако согласно воспоминаниям старожилов, локомобили в Николаеве жили немало.
Например в 1930-х годах, в детстве, краевед Юрий Крючков еще видел локомобиль в городе. Наверняка паровые машины прослужили в Николаеве порядка 70 лет.
По материалам “Фаберова дача”,“Николаевский базар”, книга Юрия Крючкова “История Николаева. От основания до наших дней”.
Фото из интернета.