Строили корабли, вагоны, бронепоезда и танки: история завода в Николаеве,- ФОТО
История Черноморского судостроительного завода в Николаеве.
Тяжелые авианесущие крейсеры “Адмирал Горшков”, “Варяг”, “Ульяновск”, “Минск” - вся эта гордость страны была построена в Николаеве и именно на заводе ЧСЗ. Правда, что знаменитые крейсеры, что сам завод, остаются только историей. Ведь корабли проданы и дальнейшая судьба не всех известна, а завод в 2021 году был закрыт из-за банкротства.
Редакция сайта 0512.com.ua решила вспомнить, как все начиналось, как завод развивался и прославлял Николаев во всем мире.
Первое название судостроительного завода - “Наваль”, переводится, как “морской”. Он был построен практически на 100 лет позже, чем Николаевский судостроительный завод - в 1897 году.
В народе его называли французским заводом, хотя владели им бельгийцы “Общество корабельных верфей, мастерских и плавилен”. Говорили на заводе на иностранном языке, потому что два первых директора не владели русским, работникам необходимо было знать французский. Основателями завода считаются Г. Франсуа и Е. Делуа.
Хотя завод и открыли, но строительство еще длительное время продолжалось. В октябре на смежном с заводом “Наваль” участке началось строительство Черноморского механического и котельного завода. Завод должен был выпускать машины и котлы для судов и кораблей, строившихся в Николаеве для Черноморского флота.
Также построили заводской док с двойным крытым эллингом, который был рассчитан на одновременное строительство двух крупных судов. Стоит отметить, что это был единственный в то время крытый металлический эллинг в России.
Спустя несколько лет, в 1902 году, заложили, а через год построили и спустили на воду первые суда - миноносцы “Заветный”, “Завидный”.
Новое развитие завода началось с 1908 года, когда к нему присоединили находившийся рядом Черноморский завод, выпускавший котлы, локомобили, артиллерийские снаряды.
ЧСЗ в Николаеве
"Наваль" находился в ведомстве бельгийского "Акционерного общества" до 1912 года, перейдя затем в подчинение акционерного общества Николаевских заводов и верфей. Тогда завод “Наваль” объединился с заводом “Руссуд” и был назначен главный руководитель заводов. Правление же заводов располагалось в Петрограде, и являясь разными юридическими лицами, заводы имели общих директоров правления.
После переворота 1917 года финансовое состояние завода ухудшилось: нарушена планомерность работы, действительные собственники предприятия акционерные общества стали таковыми только номинально, так как их действия ограничивали профессиональные и политические организации. А с приходом в город большевиков, власть на заводе перешла в руки заводских организаций, что привело к минимуму производительности труда, а в марте 1918 года и вовсе было принято временно закрыть завод.
В это время в Украину вторглись германские и австрийские войска, началась оккупация. Оккупантами были взяты на учет все материалы и имущество заводов. Позже, отступая, интервенты унесли как достроенные, так и недостроенные корабли - 2 десантных парохода (№ 410 и № 411) и теплоход “Баку”, но последнего со временем вернули.
Когда в Николаев вступила Красная Армия, “Наваль” перешел в ведомство Украинского Совнархоза. В 1919 году завод занимал площадь примерно в 120 десятин земли. Основное производство: военное и коммерческое судо- и машиностроение, включая береговые и башенные установки. Выпускались также товарные вагоны и железнодорожное оборудование, дизели, паровые котлы, железные конструкции для мостов, разного вида машины и механизмы, было налажено производство артиллерийских снарядов, ковка и мартеновское литье. Проводился ремонт военных и коммерческих судов.
Завод выпускал ежегодно до 3 000 товарных вагонов и платформ, до 2 000 комплектов стрелочных переводов и до 800 000 штук артиллерийских снарядов с 3 до 6 калибра.
Однако спустя год завод работал преимущественно для нужд обслуживания Красной Армии и береговой охраны. Ремонтировались военные корабли, бронепоезда и танки.
В начале 20-х годов завод дважды переименовывали - изначально в Николаевский судостроительный завод имени Марти и Бадина (механики миноносца “Протей”, участники восстания французских моряков на Черном море в 1919 году А. Марти и Л. Бадин), а позже в Николаевский государственный судостроительный завод имени Андре Марти.
Завод активно развивался. В 1922 году он состоял из 15 цехов, а электрическую энергию получал от собственной центральной станции, состоящей из кочегарки, машинного и дизелькомпрессорного отделений.
После активной работы в 30-х годах, для завода наступила “черная полоса” - годы оккупации Николаева фашистскими войсками. За это время завод пострадал дважды. Первый раз во время отступления советских войск. С завода было вывезено практически все оборудование. А что советские чиновники не смогли вывезти, то просто безнадежно испортили. Оккупанты пытались запустить производство и даже выискивали среди городских жителей судостроителей. Но у них ничего не вышло.
Второй раз предприятие пострадало уже от рук фашистов. Они буквально стерли верфь с лица земли, подорвав стапеля завода. Остались только медсанчасть и крепежный участок.
Но это не сломало верфь и уже в 1945 году завод начал спускать на воду суда. Если за первые 20 лет существования завода на нем было построено всего 26 судов, то в послевоенное время и за период обновления предприятия темпы производства значительно выросли. Велось строительство крупных серий рыбопромышленных судов нескольких модификаций, паротурбинные сухогрузы.
Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1956 года завод переименован в ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени УССР Николаевский судостроительный завод имени И.И. Носенко и подчинялся с 1957 года Херсонскому совнархозу.
Пик расцвета завода приходится на 70-80-е годы 20 века. Внедрение новых технологий и постройка уникальных судов. Здесь строились китобойные базы, траулеры-морозильники и, конечно, военные суда. В 1988 году у ЧСЗ на ВДНХ в Москве была своя экспозиция. Николаевские корабелы передавали свой опыт.
Начиная с 2005 года на предприятии начались изменения. Единый комплекс был поделен на части и приватизирован. Как одно единое целое завод перестал существовать. Новый владельцы - братья Чуркины строить тут корабли не собирались. С 2014 года предприятие находится в состоянии банкротства. Причем инициатором выступил владелец верфи - подконтрольное В. Новинскому ЧАО “Балаклавское рудоуправление”. В 2018 году Хозяйственный суд Николаевской области признал ПАО “Черноморский судостроительный завод” банкротом. А на следующий год его выставили на продажу.
2021 год стал ключевым - Черноморский судостроительный завод закрыли. Завершена вся хозяйственная и предпринимательская деятельность ЧСЗ, а также все технологические циклы деятельности предприятия. У завода не осталось никакого имущества, всё оно инвентаризировано и распродано, а полученные от реализации средства направили на погашение долгов. Все сотрудники уволены, печать предприятия уничтожена.
По материалам “Государственный архив Николаевской области”, “wikipedia”.
Фото из интернета.