• Головна
  • Строили корабли, вагоны, бронепоезда и танки: история завода в Николаеве,- ФОТО
11:20, 6 січня 2022 р.
Надійне джерело

Строили корабли, вагоны, бронепоезда и танки: история завода в Николаеве,- ФОТО

История Черноморского судостроительного завода в Николаеве. 

Тяжелые авианесущие крейсеры “Адмирал Горшков”, “Варяг”, “Ульяновск”, “Минск” - вся эта гордость страны была построена в Николаеве и именно на заводе ЧСЗ. Правда, что знаменитые крейсеры, что сам завод, остаются только историей. Ведь корабли проданы и дальнейшая судьба не всех известна, а завод в 2021 году был закрыт из-за банкротства. 

Варяг

Редакция сайта 0512.com.ua решила вспомнить, как все начиналось, как завод развивался и прославлял Николаев во всем мире. 

Первое название судостроительного завода - “Наваль”,  переводится, как “морской”. Он был построен практически на 100 лет позже, чем Николаевский судостроительный завод - в 1897 году. 

ЧСЗ в Николаеве

В народе его называли французским заводом, хотя владели им бельгийцы “Общество корабельных верфей, мастерских и плавилен”. Говорили на заводе на иностранном языке, потому что два первых директора не владели русским,  работникам необходимо было знать французский. Основателями завода считаются Г. Франсуа и Е. Делуа. 

Хотя завод и открыли, но строительство еще длительное время продолжалось.  В октябре на смежном с заводом “Наваль” участке началось строительство Черноморского механического и котельного завода. Завод должен был выпускать машины и котлы для судов и кораблей, строившихся в Николаеве для Черноморского флота.

ЧСЗ в Николаеве

Также построили заводской док с двойным крытым эллингом, который был рассчитан на одновременное строительство двух крупных судов. Стоит отметить, что это был единственный в то время крытый металлический эллинг в России. 

Спустя несколько лет, в 1902 году, заложили, а через год построили и спустили на воду первые суда - миноносцы “Заветный”, “Завидный”.

Новое развитие завода началось с 1908 года, когда к нему присоединили находившийся рядом Черноморский завод, выпускавший котлы, локомобили, артиллерийские снаряды.

ЧСЗ в Николаеве

ЧСЗ в Николаеве

"Наваль" находился в ведомстве бельгийского "Акционерного общества" до 1912 года, перейдя затем в подчинение акционерного общества Николаевских заводов и верфей. Тогда завод “Наваль” объединился с заводом “Руссуд” и был назначен главный руководитель заводов. Правление же заводов располагалось в Петрограде, и являясь разными юридическими лицами, заводы имели общих директоров правления. 

После переворота 1917 года финансовое состояние завода ухудшилось: нарушена планомерность работы, действительные собственники предприятия  акционерные общества стали таковыми только номинально, так как их действия ограничивали профессиональные и политические организации. А с приходом в город большевиков, власть на заводе перешла в руки заводских организаций, что привело к минимуму производительности труда, а в марте 1918 года и вовсе было принято временно закрыть завод. 

ЧСЗ в Николаеве

В это время в Украину вторглись германские и австрийские войска, началась оккупация. Оккупантами были взяты на учет все материалы и имущество заводов. Позже, отступая, интервенты унесли как достроенные, так и недостроенные корабли - 2 десантных парохода (№ 410 и № 411) и теплоход “Баку”, но последнего со временем вернули. 

ЧСЗ

Когда в Николаев вступила Красная Армия, “Наваль” перешел в ведомство Украинского Совнархоза. В 1919 году завод занимал площадь примерно в 120 десятин земли. Основное производство: военное и коммерческое судо- и машиностроение, включая береговые и башенные установки. Выпускались также товарные вагоны и железнодорожное оборудование, дизели, паровые котлы, железные конструкции для мостов, разного вида машины и механизмы, было налажено производство артиллерийских снарядов, ковка и мартеновское литье. Проводился ремонт военных и коммерческих судов.

Завод выпускал ежегодно до 3 000 товарных вагонов и платформ, до 2 000 комплектов стрелочных переводов и до 800 000 штук артиллерийских снарядов с 3 до 6 калибра. 

ЧСЗ

Однако спустя год завод работал преимущественно для нужд обслуживания Красной Армии и береговой охраны. Ремонтировались военные корабли, бронепоезда и танки. 

В начале 20-х годов завод дважды переименовывали - изначально в Николаевский судостроительный завод имени Марти и Бадина (механики миноносца “Протей”, участники восстания французских моряков на Черном море в 1919 году А. Марти и Л. Бадин), а позже в Николаевский государственный судостроительный завод имени Андре Марти. 

ЧСЗ

Завод активно развивался. В 1922 году он состоял из 15 цехов, а электрическую энергию получал от собственной центральной станции, состоящей из кочегарки, машинного и дизелькомпрессорного отделений. 

После активной работы в 30-х годах, для завода наступила “черная полоса” - годы оккупации Николаева  фашистскими войсками. За это время завод пострадал дважды. Первый раз во время отступления советских войск. С завода было вывезено практически все оборудование. А что советские чиновники не смогли вывезти, то просто безнадежно испортили. Оккупанты пытались запустить производство и даже выискивали среди городских жителей судостроителей. Но у них ничего не вышло. 

ЧСЗ

Второй раз предприятие пострадало уже от рук фашистов. Они буквально стерли верфь с лица земли, подорвав стапеля завода. Остались только медсанчасть и крепежный участок. 

ЧСЗ

Но это не сломало верфь и уже в 1945 году завод начал спускать на воду суда. Если за первые 20 лет существования завода на нем было построено всего 26 судов, то в послевоенное время и за период обновления предприятия темпы производства значительно выросли. Велось строительство крупных серий рыбопромышленных судов нескольких модификаций, паротурбинные сухогрузы.

ЧСЗ

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1956 года завод переименован в ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени УССР Николаевский судостроительный завод имени И.И. Носенко и подчинялся с 1957 года Херсонскому совнархозу.

ЧСЗ

Пик расцвета завода приходится на 70-80-е годы 20 века. Внедрение новых технологий и постройка уникальных судов. Здесь строились китобойные базы, траулеры-морозильники и, конечно, военные суда. В 1988 году у ЧСЗ на ВДНХ в Москве была своя экспозиция. Николаевские корабелы передавали свой опыт. 

ЧСЗ

Начиная с 2005 года на предприятии начались изменения. Единый комплекс был поделен на части и приватизирован. Как одно единое целое завод перестал существовать. Новый владельцы - братья Чуркины строить тут корабли не собирались. С 2014 года предприятие находится в состоянии банкротства. Причем инициатором выступил владелец верфи - подконтрольное В. Новинскому ЧАО  “Балаклавское рудоуправление”. В 2018 году Хозяйственный суд Николаевской области признал ПАО “Черноморский судостроительный завод” банкротом. А на следующий год его выставили на продажу.

ЧСЗ

2021 год стал ключевым - Черноморский судостроительный завод закрыли. Завершена вся хозяйственная и предпринимательская деятельность ЧСЗ, а также все технологические циклы деятельности предприятия. У завода не осталось никакого имущества, всё оно инвентаризировано и распродано, а полученные от реализации средства направили на погашение долгов. Все сотрудники уволены, печать предприятия уничтожена. 

ЧСЗ

По материалам “Государственный архив Николаевской области”, “wikipedia”

Фото из интернета. 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#ЧСЗ #завод #корабли #танки #Николаев #судостроительный завод
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Спецтема
Редакція 0512.ua. підготувала для читачів цікавий спецпроект про історію міста. Тут ви зможете прочитати цікаві факти про Миколаїв, про людей, які тут жили та історію вулиць, районів, будинків.
Оголошення
live comments feed...