• Головна
  • Ремонт дорог в Николаеве на протяжении двухсот лет: как это было, - ФОТО
13:10, 24 лютого 2021 р.
Надійне джерело

Ремонт дорог в Николаеве на протяжении двухсот лет: как это было, - ФОТО

Ремонт дорог в Николаеве на протяжении двухсот лет: как это было

Ремонт дорог в Николаеве на протяжении двухсот лет: как это было

Дороги в Николаеве всегда были и в ближайшем времени будут основным предметом нареканий. Водители жалуются на качество асфальта, на то что укладывают его в дождь и снег. Изучая историю Николаева, выясняем, что городские дороги проблемными были всегда. На это не влияли ни время, ни градоначальники, ни государственный строй. 

Редакция сайта 0512.com.ua поинтересовалась, как  ремонтировали дороги в Николаеве на протяжении двухсот лет. 

Городские дороги в 19 веке

Как пишут историки, серьезно занимавшиеся этим вопросом, до середины 19 столетия в Николаеве не было мощеных улиц. Жители, торговцы со своим товаром, извозчики передвигались по грунтовке. Градоначальники не спешили тратить бюджетные деньги на устройстройство нормальных дорог. И, как в современное время, жители начали жаловаться. В Городскую Думу и канцелярию военного губернатора пачками поступили жалобы. Торговцы жаловались, что в грязи ломаются телеги и пачкается товар. Жаловались родители студентов и гимназистов  - не возможно после дождей и талого снега дойти до учебных заведений. К ним присоединилось завсегдатаи театров, ресторанов и даже кладбищ. Многие не могли себе позволить лишнюю пару обуви, а городская грязь сапоги просто уничтожала. Да и в таким виде в приличном месте не появишься. 

Наконец Городская Дума уступила натиску недовольных горожан. Но как оказалось быстро замостить дороги в Николаеве 19 века невозможно. Нужно получить разрешение из Санкт-Петербурга. В Государственном архиве Николаевской области хранится переписка трех николаевских военных губернаторов Николая Аркаса, Михаила Манганари и Алексея Пещурова с канцелярией с Собственной канцелярие Его Императорского величества. Как отмечает историк Игорь Гаврилов, губернаторы приложили к письмам все необходимые документы: схемы основных путей следования товаров в городе, списки первоочередных для замощения улиц. Чтобы получить разрешение на укладку брусчатки губернаторам понадобилось 8 лет. Переписка длилась с 1875 по 1883 год. 

Брусчатку положили на 15 объектах, где как считала городская власть, она необходима в первую очередь. Во всех пояснениях указан подвоз грузов на рынки и торговые площади. Проходимым стал подъезд к Варваровскому мосту. Отдельно говорится об улице Адмиральской. Ее замостили до военного госпиталя.  Это был, путь соединяющий большую часть учебных заведений, присутственных мест, Адмиралтейства, казармы морские и сухопутные с госпиталем.

Уложили брусчатку на Артиллерийской, Николаевской и Католической (сейчас ул. Адмирала Макарова). Сделано это, чтоб соединить Спасский рейд с Царским дворцом для прибытия высочайших особ.  К столетию Николаева были замощены портовая территория, припортовая местность, занятая хлебными магазинами, и большая половина центра города, которая соединялась мощными линиями с окраинами во все стороны - с портом и кладбищем, с Адмиралтейством, Ингульским мостом и Военной пристанью в Спасске.

Уложенная брусчатка до сих пор еще сохранилась в Николаеве. Ее можно увидеть на улицах Обсерваторной и Севастопольской, а также возле Ингульского спуска. 

Карта замощения дорог в Николаеве в 19 веке, Фото с сайта "Николаевский базар"

Карта замощения дорог в Николаеве в 19 веке, Фото с сайта "Николаевский базар"

Городские дороги в 20 веке

С началом нового века работы по мощению улиц не прекращались.  В первом десятилетии 20 века эти работы сместились на окраины города. Цивилизация постепенно приходила и туда. Об этом свидетельствует то, что в  отчетах и докладах стали появляться названия названия улиц Военный рынок, 9-я Поперечная, 3-я Кладбищенская улицы, и даже хутор Водопой. Отметим, что укладывали брусчатку не на всех улицах. Ремонт городских дорог приостановила Первая Мировая война, а потом и последующие конфликты. 

Об приведении улиц в порядок в Николаеве заговорили в начале 30-х годов 20 века. Как пишет историк Елена Пономарева, в Николаеве к концу 1930 г. в Николаеве насчитывалось 124 улицы с общей протяженностью около 152 км. В это число входили также новые улицы в районе Спасско-Вокзального шоссе (например, Водопроводная), Сухого фонтана и Шлагбаума. 100% замощены 44 улицы, не замощены - 56 (45,6% от общего числа). Среди них можно назвать такие улицы - Курьерская, Курьерский переулок, Инвалидная, Поперечные, Спортивная, 8 Марта, Радостная и почти вся Дальняя Слободка.

Отчет о ремонте дорог

Далее работы прервала Вторая мировая война. После освобождения Николаева восстанавливали город и конечно же взялись за улицы. 

Во второй половине 20 века брусчатку заменяет асфальт. Строятся новые микрорайоны, город расширяется. Поэтому вопросов об нормальных улицах практически не возникает. Незаасфальтированными остаются ( и так до сих пор) часть Лесков с экзотическим названием Абиссиния. И только в конце 80-х серьезно взялись за Старый Водопой, а именно улицы частного сектора. 

Городские дороги в 21 веке

Практически с самого начала 21 века николаевцы все больше и больше возмущаются качеством дорог в городе. Теперь говорят не только об окраинах, а и о центре Николаева. 

В 2008 году на главной улице Николаева, которая в те годы еще называлась Советской, начался ремонт. На нее загнали спец-технику. Дорожники, причем не николаевские, а криворожские, срезали старый асфальт, перерабатывали его и укладывали наново. До сих пор спорят, а нужен ли был этотремонт. Тогда в асфальт “закатали” 2 миллиона гривен. Спешили ко Дню города. Издание “Преступности.Нет” процитировало мэра Владимира Чайку: 

Ко Дню города мы поменяли асфальт на центральной улице Николаева. Теперь у девушек, которые ходят по Советской, каблучки не будут застревать в трещинах. Больше они не будут ругать мэра и говорить, какой он плохой”. 

Это  было сказано в сентябре 2008 года. А уже через год на отремонтированной улице появился провал, который спешно заделывали. 

Провал на улице Советской (Соборной) в 2009 году

К 220 годовщине в Николаеве заасфальтировали  часть улицы Потемкинской - там, где она проходит через центр города. Правда асфальт продержался лишь несколько лет, и сейчас эта улица требует капитального ремонта. Ее центральную часть начали ремонтировать в 2020 году. Подрядчик снял старый асфальт, положил плитку между рельсами и новый асфальт на полосах для автотранспорта. Будет ли эта улица отремонтирована когда-нибудь полностью - вопрос открытый. 

Ремонт улицы Потемкинской в 2020 году

К 220 летию пытались отремонтировать и проспект Ленина (ныне проспект Центральный).  После одной из зим снег  сошел вместе с асфальтом. В районе улицы Садовой можно было увидеть дореволюционную брусчатку. Проспект залатали. Но ремонт транспортной магистрали города можно назвать бесконечным. Хотя об его окончании отчитывались и в 2015 году. 28 апреля мастерам дорожного ремонта осталось нанести последние штрихи на магистральное полотно по проспекту Ленина. Считалось, что асфальтирование центральной артерии города завершено. 

Приход в город большегрузов еще больше усугубило состояние стареньких городских дорог. Страдают Пушкинская и Никольская. Дорожное полотно на них напоминает  складки “гофре”.  Но чаще всего говорят о многострадальной улице Новозаводской. Ее ремонт начали в 2020 году. По улице будут класть бетонное покрытие. Договор с фирмой выигравшей тендер на проведение капитального ремонта улично-дорожной сети по улице Новозаводская от улицы Херсонской шоссе и до улицы Китобоев, заключили еще в августе 2020 года на сумму 32 миллиона 131 тысяча гривен. Работы собираются завершить в 2021 году.

Улица Новозаводская

Еще одна “головная боль” николаевских автомобилистов - улица Индустриальная. Хотя назвать это улицей было сложно.  Она скорее напоминала грунтовую дорогу - ямы и грязь. Департамент ЖКХ 11 июня объявил тендер на текущий ремонт дороги по улице Индустриальная от улицы Каботажный спуск до улицы Крылова за 7 миллионов 671 тысячу 980 гривен. В итоге, победителем признали Дочернее предприятие "Лидер", которая в ходе торгов снизила сумму до 5 миллионов 299 тысяч 992 гривен. Ее ремонт начали в августе 2020 года. Но эта дорога страдает от большегрузного транспорта. Поэтому неизвестно, сколько продержится новое покрытие.Эпопея николаевских дорог продолжается уже два столетия. И судя по всему, нас ждет еще много подобных событий. 

Улица Индустриальная

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#ремонт #дороги #Николаев #история #брусчатка
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Спецтема
Редакція 0512.ua. підготувала для читачів цікавий спецпроект про історію міста. Тут ви зможете прочитати цікаві факти про Миколаїв, про людей, які тут жили та історію вулиць, районів, будинків.
Оголошення
live comments feed...