• Головна
  • Инклюзивное образование в общеобразовательной школе Николаева - интервью со специалистами,- ФОТО
14:10, 21 серпня 2020 р.

Инклюзивное образование в общеобразовательной школе Николаева - интервью со специалистами,- ФОТО

Инклюзивное образование в общеобразовательной школе Николаева - интервью со специалистами,- ФОТО

Согласно информации Управления образования Николаевского городского совета, в 2019-2020 учебном году, в Николаеве практически вдвое увеличено сеть классов или групп для детей с особыми потребностями. 

В Николаеве в 48 учреждениях дошкольного образования функционирует 78 инклюзивных групп, в которых находятся 128 детей. В 37 учреждениях общего среднего образования работают 127 инклюзивных классов, в которых учится 181 ученик.

Понятие инклюзивного образования, отличия от учреждений интернатного типа, вопросы буллинга - на эти и многие другие вопросы анологичного характера,  коресспондентам 0512.com.ua ответила директор Николаевской общеообразовательной школы  І - ІІІ ступеней № 25 Анжела Ивановна Пиляева. 

директор Николаевской общеообразовательной школы  І - ІІІ ступеней № 25 Анжела Ивановна Пиляева.

Какие дети считаются лицами с особыми образовательными потребностями? 

Дети с особыми образовательными потребностями - это дети с особенностями психофизического развития, а именно: с нарушениями слуха, зрения, с нарушениями интеллекта, с задержкой психического развития, с речевыми нарушениями, с аутизмом, с эмоционально-волевыми нарушениями. Именно создание в учреждениях общего среднего образования инклюзивных классов, где учатся ученики с соответствующими выводами, обеспечивает детям благоприятные условия и равные возможности с другими учиться, развиваться, получать качественные образовательные услуги, помогает формировать коммуникативные, социальные и академические навыки.

Какие требования нужно выполнять, чтобы иметь в школе инклюзивные классы?

Инклюзивный класс должен открываться во всех учреждениях общего среднего образования, к которому обратились родители ребенка по месту жительства семьи и предоставили руководителю заключение о комплексной психолого-педагогической оценке развития ребенка с инклюзивно-ресурсного центра. В данном документе указывают: общие сведения о ребенке, семье; информацию о развитии ребенка и медицинском диагнозе; оценку физического речевого развития, когнитивной и эмоционально-волевой сферы; психолого-педагогический вывод; рекомендуемую учебную программу; коррекционные занятия с данным ребенком специалистами. В начале нового учебного года составляется индивидуальная программа развития для каждого ученика отдельно работниками заведения, в состав входят - директор, заместители директора, практический психолог и социальный педагог, классный руководитель, ассистент учителя, специалисты по предоставлению развивающе-коррекционных занятий, родители ребенка. Данный документ указывает и включает все данные рекомендации специалистов инклюзивного ресурсного центра, пожелания родителей. Это является тем мостиком между всеми специалистами и семьями, который поощряет родителей совместно с учебным заведением, определять учебные потребности ученика, определение ожидаемых результатов на конец учебного года.

Какое количество особенных детей, на данный момент учится в Вашей школе?  И какой это процент в соотношении со всеми учениками школы? 

В Николаевской общеобразовательной школе I-III ступеней №25 на данный момент обучается 5 детей с особыми образовательными потребностями, это 1,5% в соотношении со всеми учениками заведения.

Ваша школа, совсем недавно, была награждена серебряной медалью за участие в Международной выставке. Расскажите немного об этой выставке, что представляла школа и как вам удалось получить второе место?   

 4 - 5 августа 2020 в Киеве состоялась ХІ Международная выставка «Современные учебные заведения - 20», в которой наше учреждение приняло участие и достойно представило работу в номинации «Комплексная поддержка ребенка с особыми потребностями, как условие успешной реализации инклюзивного образовательного политики» на тему «Адаптация, поддержка и развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в заведении с целью дальнейшей социализации». Администрация и педколлектив представили наработанный собственный опыт по данному вопросу, продемонстрировали эффективные стили обучения детей с особыми образовательными потребностями, создание эффективной среды для предоставления услуг, психолого-педагогического сопровождения таких учеников.

Какие еще проекты с особенными детьми планируются в школе? 

Запущен проект сотрудничества с родителями - школа родителей «Гармония», привлекали детей с ООП (ред. особыми образовательными потребностями) в кружковую деятельность, общешкольные мероприятия, конкурсы, экскурсии, соревнования, олимпиады, квесты, мастер-классы.

Чем отличается образование в инклюзивных классах от заведений интернатного типа? 

Если ученик с ООП учится в обычных учебных заведениях, то он чувствует себя полноценным членом ученического коллектива, расширяя возможность в самореализации, развивает творческие способности, сможет легче адаптироваться к взрослой самостоятельной жизни.

Хотелось бы поговорить об отношениях между детьми? Многие родители переживают, что в обычных школах инклюзивные дети могут пострадать от буллинга. Были ли замечены такие случаи у Вашей школе и наблюдали ли Вы некое неравенство между учениками? 

Межличностные отношения в инклюзивных классах доброжелательные между детьми. Классный руководитель, учителя, ассистент учителя, практический психолог и социальный педагог помогают ребенку адаптироваться к классу, проводят мероприятия, способствующие развитию толерантности и социального равенства.

Какое финансирование выделяется на одного инклюзивного ребенка?

Государственная программа предусматривает финансирование инклюзивных классов, согласно нозологий учащихся, которые в них учатся. Учитываются данные средства от потребностей детей с ООП. (Программу финансирования принимает КМ Украины, утверждая бюджет на текущий год).

Какие недоработки на данный момент в образовании с особенными детьми Вам видны? 

Недостатки в работе: общество еще не в полном объеме готово воспринимать обучения детей с ООП в общеобразовательных учебных заведениях; не хватает дефектологов, которые будут работать с такими детьми; образовательные учреждения не готовы к работе с детьми с ООП, а именно с такими нозологиями: нарушение опорно-двигательного аппарата; глухонемые; незрячие.

О работе с инклюзивными детьми в классах, о формировании навыков общения у ребенка с особыми образовательными потребностями с одноклассниками и в школьном детском коллективе, о проектах и конкурсах для особенных детей и о недоработках инклюзивного образования рассказала учитель Николаевской общеобразовательной школы І - ІІІ ступеней № 25 Светлана Петровна Олейникова. 

учитель Николаевской общеобразовательной школы І - ІІІ ступеней № 25 Светлана Петровна Олейникова.

Расскажите немного о своей работе с инклюзивным ребенком? Как проходит урок? На что, в первую очередь, нужно обращать внимание? 

Дети с нарушением развития нуждаются в особой помощи, чтобы полностью социализироваться и стать полноправными членами общества. Задача педагога - создать оптимальные условия для установления контактов, общения, успешного обучения, развития ребенка. Для поддержки ученика на уроке уделяю внимание его мотивации и интересу к учебной деятельности. Поддержка непосредственного интереса необходима в работе с ребенком, которому очень трудно подчинить свою деятельность опосредованной, удаленной цели. Важны адаптация задачи с возможностями ребенка, корректировки требований к работе и сроков ее выполнения, предоставления дополнительных разъяснений, демонстрация необходимых навыков. Если ученик самостоятельно справляется с задачами на уроке, его обременяю гиперопекой. Это позволяет ребенку чувствовать себя обычным учеником класса, улучшает социализацию. В течение урока наблюдаю за психофизическим состоянием ребенка, определяю уровень его активности. Если ребенок устает, снижается его работоспособность, он может перестать выполнять начатую деятельность, предоставляю ученику возможности периодически разгружаться, расслабляться: переключаю его внимание на более легкий вид деятельности, использую игры, которые способствуют релаксации, предлагаю несколько минут отдыха. Дети с особыми образовательными потребностями очень чувствительны, эмоциональны и тонко чувствуют, когда благосклонно относятся к их чувствам, мыслям, идеям. Поэтому применяю стратегии, направленные на развитие уверенности в собственных силах, его самостоятельности, повышения самооценки: школьников успокаивают ободряющие комментарии, например: «Мне нравится, как ты выполнил задание», «Я вижу, что у тебя много идей», «Молодец, хорошо рассуждаешь!» тому подобное.

Вы работали в обыкновенной школе, изменилась ли работа сейчас? И с какими трудностями Вы столкнулись изначально? 

Основные трудности, которые были в начале работы,- налаживание взаимодействия с учащимися с особыми образовательными потребностями. Для успешной работы всесторонне изучала особенности развития детей, их психические качества, наблюдала за ними, общалась с родителями. Отношения с детьми я строю на основе принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества. Доброжелательное внимание, поддержка, привязанность, защищенность являются очень значимыми для детей, потому что способствуют преодолению тревожности, что проявляется в потере интереса к учебе, безудержных эмоциях, агрессивности, слезах, в заниженной самооценке. Дети учатся эффективнее, если они чувствуют себя в полной физической и психологической безопасности.

Принимают ли участие родители в работе с детьми? Помогают чем-то Вам и идут ли на компромиссы? 

Успех моей работы зависит от сотрудничества с родителями. В ежедневном общении с родителями, в корректной форме, информирую их о успехах и неудачах ученика, рассказываю, как ребенок себя вел, какие моменты вызывали у него удовольствие, а что огорчило. Родители делятся своими наблюдениями за поведением ребенка дома: что и как рассказывает о прожитом дне в школе; чем увлекается, какие вопросы вызывают затруднения; или с удовольствием идет в школу. Непрерывная тесная взаимосвязь помогает правильно планировать дальнейшую работу с учеником.

Не единожды, родителями было выдвинута версия, что инклюзивные дети могут страдать от буллинга. Когда Вы приводите в общий класс ребенка, какое общение возникает со сверстниками? Как проходит социализация детей в классе?  

Отдельной очень важной задачей для учителей является формирование навыков общения у ребенка с особыми образовательными потребностями с их одноклассниками и в школьном детском коллективе в целом - предотвращение буллинга. Для формирования позитивного взаимодействия детей, взаимопомощи эффективны игры, работа в группах, парах, упражнения, направленные на развитие толерантного отношения к людям с физическими и психологическими особенностями. С целью предотвращения изолированности ребенка от ученического коллектива, стараюсь научить ученика с ООП понимать мотивы деятельности, требования коллектива, сопоставлять свои намерения, желания с общими целями. Вместе с другими учителями работаю над формированием крепкого детского коллектива, приучаю здоровых детей помогать сверстникам с ограниченными возможностями; предотвращаю пренебрежительное отношение к таким детям.

Проходят ли в школе какие-то проекты и конкурсы для особенных детей? 

В школе проходит много различных мероприятий. Они общие для всех учащихся. Дети с нарушением развития чувствуют свою ценность, активно участвуют во всех школьных делах. Благодаря контактам со сверстниками, они развиваются эмоционально и социально, учатся жить в согласии с людьми, у них формируется самоуважение.

Какие недоработки в инклюзивном образовании вы видите на данный момент? 

Проблемой я считаю недостаточный уровень знаний и умений педагогов в работе с детьми с ООП. В решении этой проблемы помогают специальные курсы, вебинары, тренинги. Для меня наиболее эффективными оказались занятия по курсу “Лучшие практики и стратегии преподавания для учащихся с ООП в учебных заведениях. Оказание поддержки ученикам инклюзивной формы обучения”. (Базовые положения и инструменты АВА - терапии (прикладной анализ поведения) в работе с детьми и подростками с ООП), которые были организованы Черноморским Национальным университетом им. П. Могилы. Ведущий курса - доктор педагогических наук, сертифицированный поведенческий аналитик, директор и клинический доцент Программы сертификации поведенческих аналитиков, профессор Университета Лойолы Меримаунт, США Мелинда Доктер.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#инклюзивное образование #школа №25 #дети #Николаев
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
live comments feed...