Интервью с Антоном Турупаловым: о новом транспорте, тарифах и проблеме "маршруток"

Качество общественного транспорта - больная тема для жителей Николаева. Вот уже с десяток лет перевозчики, городская власть и жители города не могут найти общий язык. Это обоюдное напряжение выходит наружу каждый раз, когда в СМИ попадает информация об очередном происшествии с участием водителей николаевских маршруток. И как обычно бывает, страдают в таких ситуациях прежде всего потребители - николаевцы.

При этом городские посредники - фирмы-перевозчики уверяют, что хороший сервис требует больше денег.

Как же будет развиваться транспортная инфраструктура Николаева, 0512 узнал у заместителя городского головы по вопросам транспортной инфраструктуры Антона Турупалова.

                                             “Я получаю удовольствие от работы с Сенкевичем”

Как вы пришли к должности вице-мэра по вопросам транспортной инфраструктуры. Вам эту должность предложил Александр Сенкевич? Как вы с ним познакомились?

Дело случая. Я сотрудничал, будучи главой Ивановской РГА, с Павлом Шереметой ( министр экономического развития и торговли в 2014 г.,- прим.ред). Он на тот момент занимался проектом -  создание бизнес-школы в Украинском католическом университете. У него была магистерская программа по публичному администрированию и он пригласил меня читать лекции.

В Николаеве был один из этапов этой школы. Как я понял, у него был договор с “Самопомощью” и на этой лекции присутствовали представители партии. Был и мэр Николаева. Там с ним и познакомились. Мы с ним разговорились, он рассказал, что есть определенные проблемы с этим направлением в городе. Тогда Сенкевич и предложил сотрудничество. 4 мая 2016 президент подписал указ о моем увольнении.

А уже 10 мая 2016 я стал советником городского головы Николаева.

За полгода до вашего официального назначения?

Мы познакомились в апреле 2016. К тому времени я уже понимал, какая ситуация в Одессе. Я поговорил с Саакашвили ( Михаил Саакашвили - губернатор Одесской области в 2015-2016 гг., - прим.ред) и он меня благословил.

Вы являетесь членом партии Саакашвили?

Я не являюсь членом каких-либо партий. Никогда не был и пока не планирую.

Вы полгода присматривались к будущей должности?

Я с Сенкевичем плотно работал эти полгода. Моей основной функцией было взаимодействие с центральными органами власти. Когда начались изменения в структуре городского совета, Александр Сенкевич предложил мне занять должность, я согласился.

Как вы видите развитие транспортной системы в Николаеве?

Расскажу вам историю.

Первая транспортная комиссия, меня только назначили вице-мэром. Отмечу, что до этого никогда не работал в местном самоуправлении. Я просто человек со своим пониманием причинно-следственной связи. У меня есть жизненная логика, благодаря ей я принимаю определенные решения.

Меня сессия назначает заместителем городского головы - это выборная должность.  Сфера моей ответственности - транспорт.  У нас назначена комиссия. Я прихожу к депутатам, они мне задают идентичный вопрос: Поясните ваше видение развития транспортной системы города?

Я не понял, почему этот вопрос задали мне. Ожидал, что этот вопрос задам им я. Моя должность - это руки исполнительной власти. У меня есть видение, оно может быть хуже или лучше. Но по каким-то причинам николаевцы выбрали депутатами людей, которые находятся в сессионном зале. Что-то они им сказали, и задели их “струнки души”. Николаевцы понимают, что этот человек, депутат, лучше других кандидатов понимает их ожидания.  Собравшись вместе, депутаты поняли, что данные ими обещания нужно выполнять. Поэтому они наняли исполком, приняли структуру, поставили задачи. Они также и наняли меня - вот пусть и скажут, что делать, думал я.

Вы считаете, что именно от депутатов должна идти инициатива, а вы должны ее реализовывать?

Обидно, если люди выбрали из 500 тысяч жителей Николаева 54 депутатов, которые и должны представлять их интересы, а мы получили то, что хочу я, а не все люди. Депутаты должны точно знать, чего хотят избиратели.

Николаевцы говорят: мы хотим вот это, а депутаты должны ставить мне задачи. Мои “хотелки” могут быть самыми прекрасными, но если депутаты не дают под них финансирование, то они не реализуются. Так зачем мне угадывать, если они сами должны знать, чего хотят люди. Я уже как менеджер, буду это реализовывать.

Так вы будете ждать этих инициатив?

Нет, конечно. Это же была моя первая комиссия.

Вы работаете уже 6 месяцев в должности вице-мэра. Оценивая ваш личный опыт, выделили ли для себя лично конкретные направления в этой сфере?

У всего есть причина и следствие. Мы город приняли в том состоянии, в котором он есть. То, что он в таком положении, нужно было принять. Николаев далек от оптимального состояния. Мы сейчас приводим его в порядок. У города есть много “болезней”, которые нужно лечить.

А что вы подразумеваете под словосочетанием “приводим его в порядок”?

Из чего у нас состоит городской транспорт? Он состоит из двух монополий.

Первая - коммунальная. Это “Электротранс”. У нас нет частных трамваев и троллейбусов.

Вторая - автомобильная. Но уже не коммунальная, а частная. Можно назвать ее олигополией. У нас есть 4-5 человек, которые создали 13-15 юридических лиц. Они  выиграли для себя маршруты, но своего транспорта у них нет. Перевозчики просто нанимают себе водителей, которые двигаются с непонятной скоростью и регулярностью. Им абсолютно все равно. Они платят дань посуточно или помесячно.

Их бизнес модель выглядит таким образом: мы выиграли маршрут, мы нашли людей с транспортом, они нам платят и больше нас ничего не волнует. По-моему, это выглядит так. А мы на выходе получаем разное качество водителей и машин. Само собой ничего не происходит, значит это кому-то было нужно. Долгое время это всех устраивало. Но жители против этого.

Транспорт - базовая услуга, которую должен получать горожанин. Вот поэтому ему и нужна городская власть. А эта функция выполняется у нас плохо. У меня есть впечатление, что многие вещи в городе работают по привычке. За исключением кучки активистов и экстраординарных случаев, всех все устраивает.

А потом задаюсь вопросом, неужели никто из горожан не ездит по стране? IRI ( Международный республиканский институт, - прим.ред) провело исследование, и оказалось, что николаевцы реже остальных покидают свой город. На последнем месте среди всех областных центров в Украине. Треть николаевцев никогда не были в Одессе. Я там каждые выходные, почти.

              "Мне так не нравится, что региональная пресса игнорирует позитивные новости"

На встречи с перевозчиками вы сказали, что у вас есть идея заполнить коммунальным транспортом четверть или треть всех пассажирских потоков.

Я категорический противник каких-либо монополий.

“1”- самая плохая цифра в бизнесе. Если мы сделаем монополию коммунального транспорта - это навредит потребителю. Может это и будет дешевле, но качество будет проигрывать. Город должен заниматься публичным администрированием и финансами. Бизнес должен заниматься частным делами.

А у нас получается квази-бизнес. Все вверх ногами. Кто-то подменяет функции города, кто-то функции бизнеса. Бардак, моя точка зрения.  Может и ошибаюсь, но пока не видел успешных примеров, когда монополия где-то приносила плюсы. Какой смысл городу превращаться в транспортную компанию? Но иметь рычаг для регулирования рынка сегодняшнему Николаеву необходимо.

Вы ведь слышали, как они ( перевозчики, - прим.ред) разговаривают на встречах? У них нет между собой конкуренции. Они поделили маршруты - и все. И эта модель показала свою неэффективность. Вводить 100% коммунального транспорта тоже не стоит. Тратить огромные деньги на машины, штат и обслуживание... Мы получим дорогую игрушку, которая не факт, что будет лучше.

У бизнеса меньше рамок.

Вот, что для меня город: есть люди, бизнес и городская власть. Люди, когда выбирают городскую власть, хотят от нее сервис, получать благо. Бизнес хочет условий для развития. А городская власть должна создать для него условия, по принципам: качество, доступность и приемлемость. В этом плане, город должен не переходить за рамки. Если мы зайдем только на сторону бизнеса - получится неправильно. А если будем только опираться на ожидание людей, то это тоже неправильно. Это называется “популизм”. Не хочу ни того, ни другого.

Почему я вцепился в тариф?

Я против повышения, или снижения. Его нужно сделать экономически обоснованным. Мы должны понимать, что в нем экономика - условия, которые мы создаем для того, чтобы бизнес развивался.

Сейчас у них нет денег ни на мойку, ни на зарплаты, ни на ремонт. Сначала года перевозчики сказали, что мы потеряли 170 единиц автомобилей. Люди берут и переоборудывают маршрутки в грузовые автомобили.

То есть им не рентабельно работать на маршруте?

Да, выходит, что выгоднее работать на грузовом транспорте - возить мебель, или продукты.

Получается, что 4 грн все же мало?

Как я посчитал, 4,50 грн позволит привезти сюда сторонних игроков, жизнь в эту сферу.

А у вас есть эти игроки?

Я ведь не занимаюсь бизнесом. Они сами подтянутся. Как отличить нормальный бизнес? Ему не нужно преференций. Он поддерживает ту власть, которая не дает преференций никому.

Если я самый крутой, то мне не нужна помощь. А если я знаю, что я слабенький, то нужна. Я человек приезжий, в школе ни с кем тут не учился. Мне все на одно лицо. Никому ничего не должен. Мне все равно, я имею дело с сухими числами и последствиями своих решений. Понимая это, не даю никому преференций, я  могу разъединять зерна от плевел.

Нужно создать нарратив. Я работал в Ивановке, в очень сложных политических условиях. Основной мой успех - там год никто не нес деньги. Люди отвыкли нести деньги. Сумасшедшее давление было. От моих действий на должности главы РГА пострадали все жулики на районе. Не было ни одной сферы, где бы “бендеры” от бизнеса не пострадали. Получилось так, что все кто пострадали,  - это депутаты районного совета.

Суть в том, что сейчас глава РГА - другой человек. Если вдруг, у него появится желание монетизировать свою должность, то будет очень сложно. Так и здесь, создав систему на здравом бизнес подходе, можно будет рассчитывать на то, что люди привыкнут и так будет дальше.

Возвращаясь к вопросу о сроках. Вы же строите для себя планы?

Я не романтик. Понимаю, что за свои слова нужно отвечать, тем более мне, уроженцу Донецка. Город 25 лет разворовывали, уничтожили все сферы. Город был на последнем 25 месте, на момент прихода Александра Федоровича. Когда ты находишься на 20 месте, ты хоть что-то сделал. А когда на последнем, это означает, что ты ничего не делал. Если ты делаешь что-то плохо, то ты в середине. А тут получается, что ты ничего не делал. Александр Сенкевич пришел на должность городского головы города, который 25 лет ничего не делал. С одной стороны, для нас это плюс, тут за что не возьмись, все можно улучшить. Вопросы на поверхности. Бери любую сферу, начинай что-то делать, и ты уже можешь улучшить. Будет плохо - это уже лучше,чем ничего. Но надеюсь, что мы и это будем делать неплохо.

Мне так не нравится, что региональная пресса игнорирует позитивные новости.

А какие новости вы бы выделили?

У нас IRI проводила исследования. За прошлый год все областные центры Украины росли. А делали это лучше всех. Мы с последнего места на две позиции продвинулись. Эти две позиции - очень важные. Нас подкосила лишь безопасность. Если бы наша оценка была больше на одну сотую, мы бы обогнали еще 8 городов. Нас завалила полиция, которая не подчиняется городу. Нас завалили бездомные собаки и безопасность - ощущения людей, что они живут в небезопасном городе. При том, что они в большей мере узнают из новостей, что они живут в небезопасном городе. Если взять статистику раскрываемости и совершенных преступлений, то кажется, что Николаев еще в топ-10 лучших городов.

Главное - это как преподносить эту информацию. Если бы мы осветили перегон (в Корабельном районе, - прим.ред), и дали бы прессе месседж, что это не только освещение, но и безопасность... У нас был бы рывок в рейтинге, еще на 8 городов.

А может это проблема исполнительной власти?

Я же не говорю, что это проблема только прессы.

Может между нами нет правильной коммуникации? Информационного моста?

Я думаю, если бы пресса понимала, как она влияет на развитие города или страны, то было бы по-другому. Сам факт, что один человек что-то пишет, а еще 10 человек что-то подумают, а потом расскажут другим, к концу года окажется, что мы выросли. Если бы была коммуникация между прессой и городской властью, конечно, было бы комфортней. Понимаю, есть редакционная политика и она может быть оппозиционной...

Вы говорите, что наш город поднялся по рейтингу. IRI провело исследование - мы выросли. А какие бы вы выделили изменения в городе? Конкретно.

Стали лучше дороги. Сейчас живу на Намыве. Могу сказать, что стало комфортней. Раньше жил на ПГС ( проспект Героев Украины, - прим. ред), там плохие дороги. Но мы, к сожалению, ничего не можем сделать. Это дорога государственного значения, мосты тоже. Они наши, асфальт не наш. А николаевцам не все равно, чье это?

Мы хотим решить этот вопрос. Думаю, что решим.

Лучше освещение. Не идеально, но все равно лучше.

Мне, как чиновнику, видно, что процессы в городском совете стали быстрее. Принятие решений ускорилось. Может обычному человеку и не видно, что тут изменилось, но это будет виднее чуть позже. Сейчас период, когда осваиваются деньги в бюджетной сфере. Если бы вы задали этот вопрос в сентябре этого года, смог бы больше рассказать. Как вы знаете, бюджет был принят поздно, и благодаря тому, что Александр Федорович распорядился положить деньги на депозит, мы получили проценты и можем построить садик.

Коммуникация с депутатами улучшилась. Сегодня личные амбиции уже не имеют такой вес. Сейчас больше понимания, если процесс в интересах города, мы все являемся заложниками ситуации.

                                                        “Моя цель - запустить автобусы”

Последнее время власть критикуют за кооперацию с оппозицией. На выборах 2015 года “Самопомощь” и “Оппозиционный Блок” были идеологическими оппонентами. Сейчас все по-другому.

Я работал в Верховной Раде. Был заместителем главы избирательного штаба “Самопомощи”. Пришел, когда рейтинг партии был 1 %. В итоге, команда из 23 человек за несколько месяцев подняла рейтинг политсилы до 11 %. В Верховную Раду зашли 33 депутата. Видел, как люди становятся народными депутатами. Видел, как принимаются коалиционные соглашения в том зале. Знаю, как принимаются политические решения. Я видел эту ситуацию изнутри.

Здесь по-другому все. Нет политики в том, чтобы постелить асфальт. Это дорожное покрытие, по нему будут ходить абсолютно все жители. Ветка троллейбусная не имеет политики, ЖКХ, земельные решения, принятия зонинга - не имеют политики. Это базовые технические решения. Принятие исполкома тоже не имеет политики. Какая может быть политика в том, чтобы определить менеджмент? Он аполитичен. Мэр избран всеми жителями города. Ему все равно, у кого течет крыша, для него все жители имеют одинаковую ценность. А у нашей команды нет времени разбираться, кто за кого голосовал.

То есть в пределах города не стоит преувеличивать?

Есть предвыборная кампания двух партий. Программы этих партий пересекаются, а в зале мы видим их единодушие. Вот это вызывает вопросы. Прошли в горсовет нынешние фракции, они что, против ремонта дороги? Не понимаю две фракции, которые не проголосовали за избрание исполкома. Какой у вас есть инструмент для реализации ваших предвыборных обещаний.

Поэтому у нас много политики, в том же тарифе. Я все посчитаю, сделаю это максимально  публичным. Все посмотрим до копеечки, и если тариф будет Х, и на исполкоме буду отстаивать Х, который  соответствует экономике.

Городской совет же, как орган политической власти, может отменить решение исполкома и принять свой тариф Y. Я тут буду не при чем, и главное, буду понимать - сделал все возможное. На политический тариф будет политический ответ, на экономический тариф будет такой же ответ. В итоге, мы понимаем, что на экономический тариф будет и качество выше.

Не абстрактно, а конкретно. Моя цель - в ближайшее время запустить автобусы. При этом коммунальных должно быть не более 20 %. Это будет наше наземное метро. А маршрутки пусть занимаются подвозом к центральным артериям.

Вся нагрузка ляжет на автобусы?

Это люди сразу почувствуют.

Какие у вас еще есть приоритеты?

Электронный билет. Хочу убрать наличные в маршрутках. Ты покупаешь билет и заходишь с ним в транспорт. И пусть билет стоит дорого. А абонемент будет стоить дешево. Мы хотим, чтобы люди, проживающие в городе, имели доступ к дешевому транспорту. А люди, которые приезжают в Николаев, для них расходы по транспорту не являются системными. Нет ничего плохого, если они будут платить чуть больше.

Вот как в Германии или Польше. Ты покупаешь билет на 1 день, или на месяц, ты можешь ездить везде: на трамвае, троллейбусе, автобусе.

Да, без разницы.

Главное - это время. Купил на час, пользуешься час. Купил на месяц, можешь ездить каждый день. Водителю должно быть все равно, сколько у него пассажиров в автобусе. Он получает деньги за рейс. Его задача - прибыть из точки А в точку Б за определенное время. Вот вы сделали рейс, конкретно за него и получаете деньги. У водителя не будет мотивации гнаться за пешеходами, потому что ты не получаешь за него денег.

Депутат Киселева во время встречи с маршрутчиками предложила заключать договора с ними напрямую.

Не вижу будущего ни в такой системе, ни в самих маршрутках. Нет смысла сейчас делать промежуточное решение. Понятие не имею, в каких отношениях находятся маршрутчики с перевозчиками. Не имея сейчас достойного ответа, я не могу сделать так, чтобы наш город завтра стал на месте.

Мне звонит Матвеевка и говорит: Пусть хоть по 10 грн будет проезд, но если я вовремя не доеду до работы, меня уволят. И мне сказать нечего. У нас нет транспорта, чтобы дать людям возможность уехать. Сейчас самое главное - не сделать хуже. Мне нет проблем завтра взять и разорвать все договора, но меня вынесут отсюда. Мне кажется, это круто, что у меня нет обязательств перед перевозчиками. Это круто, что у Мкртчяна ( вице-мэр по вопросам ЖКХ, - прим.ред) , который руководит миллиардом гривен, нет людей, которым он чем-то обязан. Здесь люди, которые понимают, их пригласил мэр, и они на него работают. Мэр же работает на людей, которые выбрали его.

Получается, что вы сейчас ждете финансирование от Европейского Банка?

Я жду по всем возможным путям. У меня есть разрешение сессии на то, чтобы мэр вел переговоры с ЕБРР на кредит в 10 миллионов. Мы ведем переговоры с Укргазбанком. Мы ищем дешевые деньги, любыми способами. Это одна из причин, почему меня нет в здании. Я убежден, для того, чтобы человеку что-то получить, нужно куда-то пойти и обсудить, двигаться постоянно. Если буду сидеть на месте, то никто ничего не будет делать.

Вас часто критикуют, что управление транспорта пустое. На рабочих местах попросту некому работать.

Я горжусь этим. Это очень многие вещи объясняет.

Первое, мы увидели, что экс-начальник управления возглавляет компанию-перевозчика, за что, я уверен, получит протокол о коррупции. Он в течение года не может там работать. Мы понимаем, что человек, который заключил договор на перевозки с этой компанией еще до конкурса, и мы с ним попрощались.

Что нам могут дать кадры, которые работают в интересах перевозчиков? Они только их и слышат, забывая, что их люди наняли. Вижу, что народ разбежался, как только появились задачи. Все, кто ушел, работают сейчас на перевозчиков. Это нам показало, что это было правильное решение.

Второе, у нас сейчас начало июня, я попрощался с этими людьми еще в феврале. В управлении героически работает одна девушка, к ней присоединился еще один парень. Полгода работал один человек. Лично мне показалось, что управление в таком виде не нужно было. Никто не почувствовал, что что-то поменялось. Можно сказать, приходят жалобы в управление и оно с ними работает. Может отдельно создать департамент жалоб? И оно будет ими заниматься. Вот и те люди, которые приходят, понимают, какие ставлю перед ними задачи, и сразу уходят. Я уверен, что новые кадры в управлении будут реально работать.

И люди это почувствуют.

Актуальность
(0 оценок)
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Новости компаний
17:00, Сегодня