Порт Фирташа хочет увеличить перевалку грузов до 50 млн. тонн (ФОТО)
Как мы уже сообщали, 26 апреля в Николаеве побывал глава Федерации работодателей Украины, глава Совета директоров Группы компаний Group DF Дмитрий Фирташ, который после рабочей встречи с руководителями и владельцами малых и крупных предприятий Николаевской области отправился в свою вотчину – в ООО «Морской специализированный порт «Ника-Тера».
И на встрече с бизнесменами, и общаясь с журналистами, Дмитрий Фирташ говорил об увеличении пропускной способности порта с нынешних 5 млн тонн (если быть точными, то за 2011 год грузооборот «Ника-Теры» составил 4 721 966 тонн) до 12-15 млн тонн. Но тут же добавлял, что на этом порт не остановится – его пропускная способность должна быть увеличена до 20 млн тонн.
- Но прежде чем достигнуть таких объемов, надо решить ряд проблем – это строительство объездной дороги в Николаеве (надо построить 15 км объездной дороги с выходом на херсонское направление), железной дороги (надо тянуть вторую нитку, надо строить станции), провести дноуглубление. Мы понимаем, что если мы придем с таким грузооборотом, то мы закроем город – нельзя будет ни выехать, ни заехать, а надо сделать так, чтобы ни у города не было проблем, ни у нас не было проблем. Задача заключается в двух основных вещах. Первое: увеличить объемы, чтобы закрывать наши проблемы (группе компаний Дмитрия Фирташа не хватает этих объемов перевалки – прим.ред.). Второе: сделать так, чтобы город чувствовал себя комфортно. А кроме нас есть еще порты, «Нибулон». Мы видим, что Николаев может обрабатывать до 50 млн.тонн грузов в год, а сегодня город переваливает 18 млн.тонн, – сказал Д.Фирташ.
Бизнесмен открыто признает, что даже если его компания и другие компании и порты «скинутся» деньгами, они все равно не смогут построить объездную дорогу и протянуть вторую нитку железной дороги, что решит вопрос блокирования жизни Николаева, – нет такого механизма, который бы позволил «частникам» заниматься по сути государственным делом.
При этом Д.Фирташ отдает себе отчет в том, что и у государства на эти цели денег нет. Возможно, «сбрасываться» николаевским портам и компаниям придется – они просто купят векселя, а за полученные средства государство построит объездную автомобильную и железную дороги. Также Д.Фирташ допускает, что с властью можно договориться и по срокам предъявления этих векселей – допустим, в течение 5 лет постепенно оплачивать этими векселями либо НДС, либо налог на землю и т.д.
Но это приемлемое решение – и предприятия будут с выгодой (они получат возможность увеличить грузоперевалку, а следовательно, заработать больше средств), и государство (увеличение грузооборота даст увеличение поступлений в бюджеты всех уровней), и город (он освободит Корабельный район от большегрузных автомобилей и железнодорожных составов, которые создают массу проблем для жителей), уверен Д.Фирташ.
Стоит отметить, что прозвучавшие планы Дмитрия Фирташа по увеличению грузооборота до 20 млн тонн в год стали сюрпризом для главы правления ООО «МСП Ника-Тера» Александра Гайду – он признался в этом на презентации перспектив развития порта, которая была проведена для портовиков и в которой перспективы были обрисованы увеличением грузооборота до 12-15 млн тонн в год.
Напомним, что «Ника-Тера» была основана в 1995 году как частный портовой терминал для перевалки калийных удобрений (государственной доли в этом порту как не было, так и нет). Группа компаний Group DF «зашла» в порт в октябре минувшего года, но уже в конце прошлого года «Ника-Тера» переработала почти 5 млн тонн грузов (за доставшейся купленный «товар» Дмитрий Фирташ говорил «спасибо» предыдущим собственникам – «они нам дали перспективу»).
На сегодняшний день площадь территории предприятия – более 126 га, из которых 50 га в собственности порта. Порт располагает 7 причалами (все причалы запроектированы под глубины 12 м, что дает возможность обрабатывать суда дедвейтом 70 тыс. тонн) общей протяженностью более 1300 погонных метров, 5 из которых эксплуатируются в коммерческих целях. У предприятия – собственный железнодорожный комплекс, более 12 км путей, 7 локомотивов (один из них был куплен неделю назад). Основная номенклатура грузов – минеральные удобрения (навалом), зерновые грузы и прочие сыпучие грузы (навалом). Порт может обеспечить грузоперевалку до 7 млн тонн в год.
Если же говорить о перспективах, то они уже воплощаются в жизнь: строятся новые причалы, будут удлиняться существующие причалы, строиться зернохранилища, новые склады и пр. Завершение реализации проектов, которые обеспечат перегрузку около 15 млн тонн грузов в год, запланировано до конца 2013 года. Общий объем инвестиций составит порядка 150 млн долларов, часть из которых уже осваивается. Одновременно с объемом перевалки увеличится и количество работающих – к 880 ныне работающим надо будет принять на работу еще 500 человек, рассказал А.Гайду.
Впрочем, презентация решала еще одну задачу – портовикам дали посмотреть на их «хозяина» и задать ему интересующие вопросы. Люди спрашивали о разном: кого-то интересовало, почему в порту такая маленькая зарплата – 4 тыс. грн (Д.Фирташ ответил, что она – не такая уж и маленькая), кого-то – почему Д.Фирташ купил именно «Ника-Теру» («мы покупали возможности, перспективу, логистику, а не потому, что «Ника-Тера» нам понравилась», – так ответил бизнесмен), еще кого-то – почему в порту не проводятся спортивные соревнования («предлагайте – будем проводить»).
Интересным был ответ на вопрос, где возьмут землю для перспективного развития порта, – как сказал А.Гайду, «будет использоваться потенциал существующих территорий, и у порта есть соседи». Этот ответ был встречен смехом и воспринят как шутка, но кто знает – в каждой шутке, как правило, лишь доля шутки.