В Николаеве объявили войну незаконным автостанциям. Власти держатся в стороне (ФОТО)
В Николаеве нелегальная автостанция, откуда отправляются маршрутки на Одессу, начала свое существование еще в 2006 году. Прямо в кармане остановки городской транспортной сети водители маршрутных такси устроили перевалочный пункт. При этом по истечении почти 11 лет, пассажиров и теперь устраивают цены, а местные власти непорядка и вовсе не замечают. И только общественники вместе с местными жителями не хотят мириться с незаконными междугородними перевозками.
Автостанция-невидимка
Николаев в свое время стал первым городом, где одновременно с законными автобусными вокзалами действовали и нелегальные автостанции. Даже на междугороднем автовокзале достаточно перевозчиков, которые никакого отношения к автовокзалу не имеют. Они стоят вокруг здания годами, привлекая пассажиров на свои маршруты в Херсон, Одессу и тому подобное. В течение нескольких лет активисты обращаются в различные инстанции, в том числе и к городским властям, с просьбой «найти управу» на перевозчиков-нелегалов, которые работают без соответствующих разрешений и документов, чем не несут ни финансовых обязательств перед бюджетом, ни ответственности за жизни пассажиров. Юрист «Центра антикоррупционных расследований» Юрий Барк отмечает, что подобные автостанции не выдают пассажирам билеты, не платят страховку. Микроавтобусы отправляются только по мере наполняемости и, если в дороге кто-то из пассажиров маршрутки пострадает, он никак не докажет, что пользовался услугами именно этого транспорта. Таким образом, используя доверчивость граждан, перевозчики собирают за год многомиллионную теневую прибыль и из любой ситуации «выходят сухими».
unnamed (1)
Мятежные 90-е
Не все жители города знают, что еще несколько 10-летий тому назад любые автобусы: междугородние, пригородные отправлялись строго с платформ автовокзалов. Но уже под конец 90-х на остановках Октябрьского и Чигрина владельцы, они же чаще всего и водители, перехватывали пассажиров, предлагая услуги перевозки с меньшей стоимостью билета. Руководство автовокзала всячески пыталось остановить подобную деятельность. Но не было основного – инициативы со стороны самих же граждан. Им было все равно, чьим транспортом добираться, главное - доехать быстро и выгодно. А то, что это рисковое дело садиться к непроверенному перевозчику в авто, никто и не задумывался.
По словам в прошлом директора междугороднего автовокзала Андрея Новикова, ему было предложено сотрудничество с руководителями компании ООО «Николаев-Авто» и ЧП «ПиК». Одним из условий было отправление микроавтобусов не по графику, а по количеству пассажиров в транспорте. Тогда администрация отвергла предложение, так как придерживалась позиции, что водители должны ездить по расписанию и быть в равных рабочих условиях. Директоров предприятий не остановил отказ руководства автовокзала, и они организовали посадку-высадку пассажиров прямо рядом с фасадом здания. В их утвержденном расписании движения микроавтобусов с маршрутом на Херсон на первый взгляд было все законно, и это потому, что в документе было указано: «отправление автобусов совершается от автовокзала...», а не как положено с платформ.
В Николаеве объявили войну незаконным автостанциям. Власти держатся в стороне (ФОТО) (фото) - фото 2
Администрация автовокзала обращалась за восстановлением порядка и в Николаевское автоуправление, и в другие всевозможные структуры. Но ситуация осталась неразрешенной. Вскоре автостанция была приватизирована, а «перехват» пассажиров нелегальными перевозчиками осуществлялся от остановки городского транспорта на ул. Чигрина.
Возглавив приватизированный НОПАС, Андрей Новиков взялся за борьбу с нелегалами с новыми силами. Первым делом предприятие оформило на себя близлежащую землю со стороны Октябрьского, тем самым выгнав с «насиженного» места незаконные маршруты на Херсон.
unnamed (2)
Остановка ул. Чигрина также была освобождена и, казалось, законные перевозчики победили в борьбе за пассажира. Но уже к следующему дню место на остановке заняли давние знакомые – предприятия ООО «Николаев-Авто» и ЧП «ПиК». Как стало известно позже, депутаты поддержали передачу в аренду внутриквартальный проезд для строительства новой автостанции «Николаев-Южный» и земельный участок в районе автовокзала под обслуживание остановочного навеса. Администрация междугороднего вокзала снова принялась за рассылку писем во все влиятельные организации с просьбами помочь в борьбе с нелегальными автостанциями. Но чем больше писем направлялось, тем больше складывалось впечатление, что теневой бизнес выгоден кому-то выше. Представители власти не отвечали на запросы, уклонялись от ответов, не реагировали на нарушение законов.
Важно отметить, что предприятия ООО «Николаев-Авто» и ЧП «ПиК», оккупировавшие остановку, тесно связаны с Буркуном В.В., который в то время занимал должность начальника Управления транспорта Николаевской ОГА и параллельно возглавляя еще одно автопредприятие «Орион-Авто». А учредителем ООО «Южные Автовокзалы», к которому относиться автостанция «Южная» является супруга Буркуна В.В. Буркун Т.В.. Правда интересно? Есть о чем подумать. НО...
Наступил 2016 год, вопрос с незаконными автостанциями будто бы застыл во времени. Нелицензированные перевозчики продолжают «перехватывать» пассажиров и отправляются по мере загруженности маршрутных такси с городской остановки. С чего начали, к тому и вернулись.
Порядок наводят общественники
За порядок в городе, особенно в последние годы, стали бороться общественные организации, такие как: «Ассоциация работников транспортной отрасли и инфраструктуры», «Центр антикоррупционных расследований». Наиболее их беспокоит проблема незаконного использования остановки для городского транспорта. Глава «Центра антикоррупционных расследований» Денис Барашковский возмущен действиями перевозчиков, которые паркуют свой транспорт на месте остановки городских микроавтобусов. Те, в свою очередь, не могут безопасно высадить пассажиров, которые выходят посреди проезжей части. «Одна маршрутка остановилась на первой линии, вторая подъехала, остановилась на трассе...», - рассказывает активист.
В начале этого года общественники вместе с работниками исполнительного комитета Николаева совершили рейд по местам нелегальных перевозок. Только вот опять странная вещь, какая получается – в тот день не было ни одного «нелегала». Как пошептало... Это сразу натолкнуло на мысль, что в бизнесе автоперевозок участвует серьезный протеже, а, возможно, сразу несколько. Но активисты на одной проверке не останавливаются. Их было проведено уже несколько и не безрезультатно.
Находясь на месте незаконного отправления маршрутных такси, активист Денис Барашковский напомнил, что когда фирма-перевозчик только начинала свою деятельность, то повесила на остановку Чигрина вывеску: «платформа 16 — Одесса», как будто она является частью законного автовокзала. Общественные организации, как когда-то руководство междугороднего автовокзала, направляли много писем. В ответе управления Укртрансинспекции в Николаевской области, говорилось, что остановка по ул. Чигрина не относится к автовокзалу и не выполняет его функций, поэтому согласно закону, междугороднему транспорту запрещено набирать пассажиров, отстаиваясь в кармане остановочного комплекса.
Во время проверки представители общественных организаций привлекли к участию одного из сотрудников Ленинской районной администрации, но как таковой помощи он не оказал, а патрульные полицейские вынесли только предупреждения водителям городского транспорта, которые высаживали пассажиров на дороге далеко от бордюров. Патрульные сообщают, что за остановку общественного транспортного средства в непредусмотренном для этого месте, водителю полагается штраф – 255 гривен. Но так ни единого штрафа и не выписали.
Общественные организации понемногу заручаются поддержкой местных жителей. Они сообщают активистам, когда на остановке по ул. Чигрина появляются маршрутки «На Одессу». А бывает, и сами, напрямую, звонят в полицию. Часто в окрестности дежурят волонтеры.
Буквально на днях Денис Барашковский наведался на «теневой» автовокзал вместе с помощницей губернатора Анной Цымбал, которая собственными глазами увидела несоблюдение правил дорожного движения, насколько пренебрежительное отношение к пассажирам и пешеходам. Она пообещала активисту, что власть обязательно отреагирует на произвол, который творится на городской остановке.
Власть не участвует в наведении порядка
Городская власть не отрицает нелегальность автостанции, но и не горит желанием помочь. Заместитель городского головы Юрий Степанец хоть и заметил, что депутаты могут отказать предприятию ЧП «ПиК» в аренде земли для обслуживания навеса, но для этого нужно обратиться в депутатскую комиссию с прошением рассмотреть вопрос об использовании арендованной земли не по назначению. Указать, что маршрутки, которые ежедневно стоят на этой земле, не позволяют городским автобусам останавливаться в положенном месте и, тем самым, мешают следовать намеченному графику движения. Он уточнил, что обратиться к депутатам можно в том случае, если «Укртрансбезопасность» проведет разбирательство с ЧП «ПиК» и зафиксирует в его деятельности нарушения.
Юрий Степанец объяснил, что контроль над транспортными средствами, наблюдение за загрузкой и выгрузкой пассажиров должно осуществляться «Укртрансинспекцией». С директором «ПиКа» был составлен протокол, согласно которому он обещал, что посадка на маршрутки будет проходить на территории законной автостанции, чего не произошло и по сей день.
Вице-мэр добавил, что местная власть сделала все, что было в ее полномочиях. Под этими словами он подразумевал установленный возле остановочного комплекса знак «Общественная остановка», который означает, что в этом месте останавливаться имеет право только городской транспорт. Несмотря на установленный знак, нелегальные перевозчики продолжают брать пассажиров на остановке по ул. Чигрина.
Заместитель Сенкевича акцентировал внимание на том, что любая аренда подразумевает определенную корысть для арендатора. Поэтому взятие в аренду остановочного навеса только для его обслуживания уже подразумевает незаконную деятельность.
Несмотря на все оправдания и разговоры со стороны власти не было существенных действий, которые помогли бы решить вопрос с нелегальными перевозками. Пока что складывается впечатление, что власть и не планирует пресекать деятельность незаконных автостанций в Николаеве, а только создает впечатление борьбы с образовавшимся социально-экономическим злом.
Остается надежда на николаевских активистов, волонтеров и жителей города, которые хотят вместо «теневого» автовокзала видеть на этом месте остановку только для общественного транспорта и делают для этого немало значимых, и порой рискованных шагов.
Напомним, ранее Николаевские общественники выгнали одесских маршрутчиков восвояси.