Столетиями у нас, потребителей, складывался бутылочный стереотип фасовки этого божественного ароматного напитка. Но настал новый век, век ломки шаблонов и разрушения догм. И всё больше полки наших маркетов заполоняют любимые сорта не в привычных с детства стеклянных бутылках, а в новомодных «картонках», именуемых TetraPak по имени шведского концерна, разработавшего этот метод упаковки ещё в 50-е годы прошлого столетия.

 Причин тому несколько, главная из которых – экономически-логистическая. Стекло само по себе весит достаточно много, и сколько бы стеклодувы-новаторы не старались уменьшить массу бутылки – против законов физики не попрёшь, а это лишний расход топлива при транспортировке. Вот вам конкретные цифры: обычная 20-тонная фура, загруженная продукцией винзавода, перевозит где-то 12 тонн вина и около 8 тонн стекла, что с точки зрения коммерции, мягко говоря, не очень рентабельно. Но это цветочки по сравнению с хрупкостью стеклянной тары. Сколько в пенопласты и опилки не упаковывай ценные бутылки – потерь при транспортировке (да ещё и по нашим дорогам!) не избежать. Министерство торговли СССР даже устанавливало нормы на так называемый «стеклобой» при перевозках, который достигал 3% от общей суммы товара на каждую 1000 км. А это весьма немало! Ну и венчает эту пирамидку «стекольных» проблем банальная себестоимость производства посуды из стекла. Так вот, все вышеозначенные «траблы» одним махом решает использование картонной фасовки в качестве тары.

 И вот тут настаёт пора вопросов со стороны потребителя.

 «Где любимые со студенческой скамьи «Три топора» в бутылочке 0,7 и где столь живительно утоляющая жажду в летнюю жару «Фетяска», особенно если запотевшую бутылку сразу из холодильника, да из горлышка?»

 «Вот же они, перед вами, в «тетриках», - следует ответ.

 «В чём-то тут подвох. Это какое-то другое вино, использующее милое сердцу название», - резонно заметит потребитель. И добавит уже с ноткой любопытства: «Как же оно там хранится, в картонке этой, поди не так совсем, как в стекле?»

 Далее предоставим слово торговому представителю.

 «Отвечу по порядку. Насчёт названия марки вы ошибаетесь. И в бутылке, и в «тетрике» с одним и тем же названием – одно и то же вино. На всех винзаводах, на которых мне в своё время довелось побывать, блоки розлива в каждую из видов фасовок подключены к общей ёмкости с напитком. И розлив ведётся параллельно в стекло и в картон. Поэтому совершенно никакой разницы в качестве вина одного винзавода и одной даты розлива нет. Особенно если используется качественное оборудование для розлива напитков.

Более того, открою секрет Полишинеля виноделов: разных вин изготавливается настолько огромное количество, что с целью поддержания некоторого оговоренного уровня цен продажа вина в бутылках ограничивается. Все излишки производства без «заморочек» типа выдержки, купажа и т.п. смело фасуется в «тетрапаки». Без «пафосных опций» себестоимость напитка достаточно низка, чтобы при продаже в розницу пакетов гораздо дешевле стекла, быть в хорошем плюсе.

 А вот насчёт хранения в стекле и «тетрике» - вопрос более интересный. Да, вы правы, хранится оно там совершенно по-разному. Это связано с массой различных технологических особенностей, и в первую очередь с весомыми различиями по доступу к вину атмосферного кислорода и солнечного света».

 Рост спроса на картонную упаковку со стороны производителей вина полностью закономерен. Потому что вино — натуральный продукт, требующий особых условий хранения. Его желательно беречь от воздействия солнечного света и кислорода. С появлением технологии «Тетрапак», вино стало паковаться в закрытой, так называемой «асептической» системе, перед этим пройдя через обработку теплом и фильтрацию. Производители-традиционалисты для защиты от света используют бутылки из тёмного стекла. Картонные пакеты решают эту задачу куда лучше, ведь они непрозрачны. Помимо этого, конструкция упаковки совершенно исключает попадание воздуха в вино. Многослойный материал «Тетрапак» состоит из слоёв картона, полиэтилена и алюминиевой фольги. Полиэтилен, устилающий внутренние стенки пакета, гарантирует герметичность и стерильность упаковки. Слой плотного картона придаёт устойчивость и жёсткость упаковке. Алюминиевая фольга не даёт проникать посторонним запахам, воздуху и свету. Упаковка совершенно индифферентна к винной кислоте и таким образом оптимальнейшим образом сохраняет вино.

 Главный аргумент против картонок в устах многих ортодоксальных сторонников традиционного укупоривания вина по бутылкам - это утверждение, будто пакетированное вино являет собой вовсе не вино, а некий продукт на основе какого-нибудь растительного порошка (к примеру, сделанного из виноградной кожуры) или иных полуфабрикатов винного производства. Разумеется, в любой сфере деятельности вероятны подделки, и в самой красивой бутылке с той же долей вероятности можно приобрести продукт не самого высокого качества. Всё зависит лишь от вашего уровня доверия тому или иному винному производителю.

 Тенденция перехода на «тетрики» - вовсе не обязательно удел наших бедных просторов. Во многих куда более развитых странах в таких упаковках можно купить весьма приличное вино. К примеру, продажи этого напитка на внутреннем рынке Австралии уже почти на 43% состоят из вина в картонках, много вполне замечательного вина делают в Испании, Италии, странах Латинской Америки.

 Так что, друзья, делайте свой выбор. И помните – вино в «тетриках» не разобьёшь, руки не порежешь, и главное – ему не нужен штопор!