Так ли отличался старый Николаев от современного: городские происшествия в 19-м - в начале 20-го века, - ФОТО

Как оказалось Николаев 19-го - начала 20-го веков не очень-то отличался от современного. Также развивался, строился. Люди спешили, не соблюдали ПДД и правила пожарной безопасности. В результате имеем вот такие воспоминания о городских происшествиях. 

Редакция сайта предлагает небольшую подборку городских происшествий и курьезов. 

ДТП с городским головой: превысил скорость экипажа

В современном Николаеве случаются ДТП с участием чиновников и известных лиц.  Это сразу попадает под пристальное внимание журналистов. Старый Николаев ничем не отличается. Тут тоже попадали в аварии, правда не на автомобиле, а в экипаже. Участником одной из них стал городской голова Николай Павлович Леонтович. Результатом такого ДТП стало то, что на Слободке установили фонари. 

Но обо всем подробнее. Происшествие случилось 9 октября 1911 года вечером. Около 17:00  Николай Леонтович выехал на строящуюся набережную в Коммерческом порту. Там в конторе его ждал инженер Коверский. Городской голова решил обойтись без кучера. Как сказали бы сейчас - сам сел за руль. 

После обсуждения чертежей и осмотра работ, Николаю Павловичу пришлось возвращаться домой уже затемно. Маршрут мэра пролегал по 3-й Слободской, через Адмиралтейскую площадь на Адмиральскую. День был выходным, однако 3-я Слободская была освещена всего 5-6 фонарями. Поэтому городскому голове пришлось ехать в темноте. Плохим было освещение и Адмиралтейской площади. Но Леонтович, уверенный, что в такое позднее время на площади никого не будет, разогнал экипаж. Такое превышение скорости стоило ему немало тревожных минут. Скорость лошади составляет примерно 19 километров в час. При таком быстром движении Николай Павлович не заметил, как очень приблизился к тротуару. Во время лихого поворота на Адмиральскую экипаж рессорой задел тумбу. Мощным толчком мэр был выброшен из экипажа на мостовую более чем на 6 метров. От удара Леонтович потерял сознание.  

Ему помогли горожане, которые на тот момент были в ближайшей лавочке. Они задержали перепуганную лошадь. Николая Павловича внесли в лавку, где он сам пришел в сознание. Ему вызвали извозчика и он поехал домой. Потом выяснилось, что городской голова при таком падении отделался всего лишь ушибами. “Больничный” Леонтович брать не стал. На следующий день вышел на работу, хотя и не важно себя чувствовал. А общаясь с чиновниками отметил: 

“После этого случая жители Слободки, обращающиеся в управу со своими ходатайствами, найдут во мне горячего защитника. Особенно нужно хлопотать о скорейшем устройстве здесь электрического освещения”. 

Городской голова Н. П. Леонтович

Взрыв на мысе Порохового погреба: к чему приводит пренебрежение техникой безопасности

Этот взрыв николаевцы, жившие в городе в начале 20-го века запомнили надолго. Он принес много разрушений и хлопот горожанам. А все потому, что проигнорировали правила техники безопасности.  Речь идет о взрыве на мысе Порохового погреба 3 мая 1912 года. 

Сначала немного о таком странном названии места. мыс располагался недалеко от Лагерного поля. Еще со времен основания города все входящие в гавань корабли обязаны были выгружать все взрывчатые вещества заранее. Там было безопасно для верфи и самого корабля. Когда корабль выходил после ремонта или стоянки, то в него вновь загружали порох, пироксилин и прочее горючее. 

Для хранения всего этого опасного груза построили несколько погребов. Они принадлежали Морскому ведомству. Вот там и произошел взрыв. И это был никакой не теракт. Все дело было в войлочных тапочках. 

В 1912 году содержателем пороховых погребов служил отставной артиллерист штабс-капитал Г. Чепурнов. Он пребывал на этой должности уже 15 год подряд. Поэтому и удивительно, что он нарушил одно из главных требований техники безопасности - надевать войлочные тапочки при входе в пороховой погреб. Их надевали поверх сапог, чтоб не создавалось трения, и не возникла искра.  Это опасно, так как в помещениях, где хранится порох, его мельчайшие частички витают в воздухе. Любая искра может привести к трагедии. Напомним, что сапоги тогда подбивались металлическими гвоздями и часто имели “подковки” на каблуках. Это и приводило к высеканию искр о камень. Так и произошло. 

Штабс-капитан Чепурнов это правило проигнорировал. Во время проверки погреба с порохом войлочные тапочки он не надел.  Понадобилось пару минут, чтоб после его входа в погреб прогремел взрыв. 

Взрыв на мысе Порохового погреба выдели даже в Балабановке, а она находится в 10 километра от его эпицентра. Взрыв был такой силы, что в близлежащих домах вылетели стекла, а в стенах появились трещины. были раненые, а вот погибший оказался только один - штабс-капитан Чепурнов. 

Это трагическое событие послужило том, что пороховые погреба перенесли в район соляных хуторов на правый берег Ингула. 

Опасное катание на велосипеде или нападение бродячих собак

И куда же Николаеву без бродячих собак. Эта проблема существовала и сто лет назад. Боролись с ней в разное время по разному. Даже построили стену на городской границе. Но это мало помогало. Собаки бродили по городу и иногда нападали на людей. Страдали в первую очередь, впрочем как и сейчас, велосипедисты. 

В 1902 году в редакцию газеты пришло гневное письмо от штабс-капитана Данилова. Мужчина-велосипедист  в центре города подвергся нападению стаи собак - ситуация хорошо знакомая и современному николаевцу. Штабс-капитан просил уважаемую газету опубликовать его письмо, что газета и сделала. Цитируем: 

"М.г. редактор! Прошу вас не отказать – поместить в вашей уважаемой газете нижеследующее: 15-го мая, в 10 час. утра, проезжая мимо городской управы на велосипеде, я подвергся нападению стаи собак и был ими искусан.

Я думаю, что, как живущий в более или менее цивилизованном городе, я мог бы считать себя в безопасности от подобных нападений. В более диких странах приходится готовиться к самообороне и носить с собою разного рода огнестрельное оружие.

Если те, кому ведать надлежит не позаботятся о моей безопасности, то я лично буду считать себя вправе защищать себя сам так, как делал бы это, находясь не в центре цивилизованного города, а в африканской или аравийской пустыне.

Примите и проч., Штабс-капитан Данилов."

Письмо в газету

А не пройтись ли нам в противогазах

Это мероприятие не относится к разряду происшествий, хотя история умалчивает, что стало с участниками похода после его завершения. 

Речь идет о самом странном походе, совершенном в Николаеве. Он точно ”заткнет за пояс” любое шествие, которое проходит в современном городе. Его можно даже причислить скорее к флешмобу.

 Случилось это 10 мая  1937 году. В Николаеве решили устроить пеший поход в Одессу. Но идти просто так не интересно. Таких походов каждый день по нескольку десятков совершают по всему СССР. Поэтому в Николаеве решили выделиться. В поход его участники - активисты оборонного дела из Райсоюза отправились в...противогазах.

На улице было +28. Участники шли в форме, в сапогах и ленточках. Решили идти не просто так, а поставить рекорд и заодно общаться с колхозниками на антирелигиозные темы. Для этого в походе был политрук Козавчук. Куда же без такого персонажа. Хотя вид человека в противогазе скорее заставит уверовать в темные силы, чем отказаться от веры в Бога. По дороге пели песни и танцевали. Значит противогазы все-таки снимали. 

Таким образом прошли 120 километров. На это потратили 25 часов. Как возвращались назад газета “Шлях індустріалізації”, писавшая о походе, умалчивает. Как неизвестно и то, был ли поставлен рекорд. 

Поход в противогазах

По материалам сайта "Николаевский базар". 

Про историю микрорайона Водопой читайте ТУТ.