*8 Причал в Николаеве.
Последние три года пространство *8 Причал стало центром отдыха для горожан. Его заметно облагородили, территория сталавыглядеть эстетично. На *8 Причале хочется отдыхать круглосуточно, ведь и днем, и вечером предстает прекрасный речной пейзаж. Кроме того, на Причале с завидной регулярностью проходят различные мероприятия, собирающие вокруг себя не одну тысячу горожан. Редакция 0512.ua. решила рассказать и показать, как выглядел речной вокзал ранее, также рассказать, что же было до речвокзала.
Задолго до речного вокзала, на этом месте размещалось Спасское Адмиралтейство. Юрий Крючков писал о том, что первая информация о Спасском адмиралтействе проскальзывала в докладных записках Фалеева к командиру Черноморского флота Мордвинову, в которых давались распоряжения насчет того, что большие суда и корабли нужно строить в Николаеве на Буге. Предписание планировали осуществить, но на это ушло не одно десятилетие. И только при Алексее Грейге задуманное удалось сделать.
Существовавшие эллинги, в основном, в Адмиралтействе на Ингуле не могли обеспечить постройку большого количества судов, поэтому А. С. Грейг поручил разработать проект постройки эллингов в Спасске и добился разрешения на его осуществление.
В 1847 году в Спасском Адмиралтействе заложили третий 120-пушечный корабль Черноморского флота “Париж”, а в 1850 году аналогичной корабль “Великий князь Константин”. Но Крымская война, а следом Парижский мирный договор, ликвидировавший Черноморский флот, прервал работы на Спасском адмиралтействе. Это было ненадолго, ведь уже в 1857 - 1860 годах строятся с подряда на Спасской верфи винтовые корветы “Ястреб” и "Кречет" и винтовые шхуны “Чатырдах” и “Алушта”.
Вскоре на месте Спасского Адмиралтейства основали частный судостроительный завод инженера Володина (1880 год).
Сейчас на месте Спасского Адмиралтейства, на тех же отрогах берега, где были стапеля, возведено здание речного вокзала. Всем знакомое четырехэтажное здание вокзала построили в 1980 году. На речвокзале раньше находилось целых семь пассажирских причалов.
Через речвокзал ежегодно проходило десятки тысяч людей. Связан такой большой поток пассажиров с тем, что именно с речного вокзала отправлялись рейсы теплоходов на пригородные дачи: Сады, 1,3,4,5. А “Ракеты” ходили в Херсон и по Южному Бугу. На пассажирском судне можно было добраться даже в Вознесенск. Приятной была и стоимость самой поездки. Кроме этого, на “Ракете” можно было прогуляться всей семьей по реке, наслаждаясь видами, а особенно красивым николаевский закатом.
С приходом 90х- годов перевозок становилось все меньше и меньше. Причина крылась в стоимости. Теперь становилось дешевле добраться куда-то с помощью “маршрутки”. Из-за этого собственники речвокзала принял решение сдавать помещения в аренду. Так, в здании открылся бильярд, ресторан. Но бизнес не шел, и чаще всего места отдых закрывались. Здание начало пустовать.
Людей на речвокзале становилось все меньше. Оно и неудивительно, ведь смысл ходить туда, где ничего нет. Да и небезопасно, ведь от речного вокзала осталось лишь название.
“Занедбаным” пространство простояло довольно долго и вот в 2018 году с ярко и громко для горожан открыли новое пространство. Площадь вокруг привели в порядок: есть освещение, плитка, места , где можно отдохнуть. Позже открыли и здание бывшего речвокзала. Там теперь проводят различные выставки, лекции. А летними вечерами на *8 Причале даже проходят кинопоказы. Причал все чаще собирает вокруг себя николаевцев, давая им возможность отдохнуть