Шестьдесят лет назад - в июле 1964 года, открыли движение по Варваровскому мосту в Николаеве. Этот мост является уникальным для всей Украины, ведь имеет вертикальную разводную часть, а длина основной части - 750 метров и 1350 метров вместе с насыпной дамбой.
Редакция 0512 предлагает ознакомиться с историей строительства моста.
Первую переправу через Южный Буг в Николаеве построили в 1827 году. Сама переправа была в районе Малой Коренихи. По словам николаевского краеведа, автора книги "От старой переправы до Варваровского моста" Александра Лагошняка, уже в 1830-х годах понимали, что паромная переправа не справляется с грузовыми перевозками. И тогда у губернатора зародилась идея, что стоит строить мост, но, как всегда, все упиралось в деньги. А средств для этого не хватало.
Чуть позже, в 1855 году, через Южный Буг построили наплавной мост. Ширина моста составляла 6 метров и выдерживала до 9 тонн. Ему удалось простоять до второй мировой войны. Как рассказывает краевед Александр Лагошняк, на Варваровский мост нельзя было ступить просто так. Наплавной мост был платным до 1939-го, а уже после Второй Мировой войны деньги за проезд не брали.
Да и брать было не за что, потому что между двумя мировыми войнами его не ремонтировали. И мост был в плачевном состоянии.
Когда же мост восстановили, он смог выдерживать только 5 тонн, а также было возможно только одностороннее движение. Мост возвели из тысячи еловых досок, длина которых составляла 13 метров. Толщина их была 53 сантиметра. Эти бревна по 15-18 штук соединялись в секции, а секции получили название "пленницы" из-за того, что были пленные. В разные годы мост состоял из разного количества "пленниц". Это связано с тем, что за свою 109-летнюю историю мост перестраивался. Причина в том, что с годами бревна набирали воду и теряли подъемную силу, а мост проседал. Колеса транспорта из-за этого были в воде.
Тяжелому транспорту приходилось ездить в объезд, наматывая лишние километры. Машинам, которые ездили по переправе, тоже не очень легко добраться на противоположный берег. Водителям приходилось стоять в очереди, пока не закончится движение с противоположной стороны и только потом ехать. Пассажиры вообще выходили из автобуса, чтобы транспорт не ушел под воду.
Зимой было еще хуже. Шквальный ветер и дожди - главные враги, из-за которых на недели прекращалось движение, пока не отремонтируют мост.
По городу ежедневно проезжало более тысячи телег. А еще стоит вспомнить и то, что разводили его в день не раз и не два. Иногда приходилось разводить мост и по восемь раз.
"Только за один месяц 1901 года по нему проехало только экипажей и повозок около 40 тысяч, около 2 тысяч подвод, запряженных волами, более тысячи всадников, плюс тысячи единиц скота. В то же время увеличился водный транспортный поток. За один месяц этого же года через разведенный мост проходило в среднем 150 пароходов и около четырехсот барж, а также парусники, баркасы, лодки и т.д.", - отмечает автор книги о Варваровском мосту.
А на базаре, который находился в центре города, расположилась мачта с сигнальным флажком. Делалось это для удобства жителей, чтобы они знали разведен Варваровский мост или нет.
В начале ХХ века также понимали, что мост нужен и должен быть обязательно разводным. Важно и то, что движение должно быть двусторонним. Весь вопрос - деньги. Между тем состояние моста ухудшилось еще сильнее. Во время войны мост взорвала отступающая красная армия в 1941 году, после - 1944 его взорвали немцы.
Выходом из ситуации стало то, что в 1957 году "Киевдипротранс" утвердил новый мостовой переход, который должен был соединить Варваровку и центр Николаева, автомагистраль Одесса - Николаев - Херсон - Запорожье - Мелитополь.