Сегодня, 24 февраля, каждый украинец вспоминает первый день войны и тяжелый год, за который ежедневно приходилось бороться. Сражались и усиленно работали и коммунальные предприятия Николаева.
Не остановили свою работу трамваи, троллейбусы и "зеленые " автобусы, круглосуточно в режиме готовности были и работники " ЭЛУ Автодорог Николаев " .
"Николаевпасстранс" обеспечивал перевозку людей по городу, осуществлял бесплатную эвакуацию из Николаева. А "Николаевэлектротранс" один из первых подставил свое плечо, когда в городе возникла проблема с водой.
Каким был первый год войны и с какими проблемами пришлось встретиться, коммунальным предприятиям Николаева рассказалиредакции0512.ua.
Первый день войны для КП
24 февраля для каждого украинца и каждого предприятия запечатлился в памяти.
В "Николаевэлектротрансе" признаются, что этобыл один из самых длинных дней, когда нужно было быстро реагировать и принимать решения.
-Важно было не допустить паники, ведь у нас большой коллектив (в то время работало 630 человек). Все мы проснулись от взрывов в то утро, но большинство работников вышли на работу. Я все время был на связи с городскими властями, с ними решалось большинство организационных вопросов того дня. Важно, что в тот день была коммуникация и внутри коллектива, все поддерживали друг друга на рабочем месте,- отмечает директор предприятия Юрий Сметана.
Продолжили работать и на "Николаевпасстрансе". Утром 24 февраля "зеленые" автобусы курсировали по городу, как и до полномасштабного вторжения.
- Впервые часы войны, утром, когда город начали бомбить, предприятие вышло работать. Автобусы курсировали по городу в течение всего дня. Проезд сделали бесплатным,– вспоминают на предприятии.
" ЭЛУ автодорог " хоть и осталось в первый день войны без 30 процентов своих работников, ведь женщины эвакуировались, однако работать начало круглосуточно.
Предприятие имело достаточно важную задачу – организовывать разведение мостов.
В общей сложности за прошлый год в городе разводили мосты 116 раз, когда в 2021 году только 6. Работники ночью на катере добирались до моста, чтобы развести мостовое сооружение и пропустить технику.
– Так как все мосты и мостовые сооружения находятся на балансе "ЭЛУ автодорог", то сразу с нами связалось военное руководство, и мы начали с ними сотрудничать, потому что постоянно разводились мосты. Во время войны мосты стали играть ключевую роль, и мы ночевали на работе и на мостах в первый месяц. Команда была ночью или днем разводить несколько раз в день. Проводили эти работы секретно, потому что нужно было пропустить какие-нибудь воинские части или технику. Подчеркну, что на один разведенный мост можно добраться только на катере и это был еще тот квест, потому что это была зима, холод, нужно было мостовиков привезти на мост, они должны были подняться по наружной лестнице, и снова залезть в пультовую и там делать определенные процедуры, чтобы развести мост, а затем снова развести. Более того, когда мостовик выходил из моста, мы несколько небольших, но сверхважных запчастей, прятали и никто не мог бы его построить, кроме наших работников. У нас было очень тесное сотрудничество с военной комендатурой, с полицией, сопровождавших нас посреди ночи,-рассказывает пресс-секретарь предприятия Денис Барашковский.
Год войны для предприятий
Каждое из предприятий ежедневно вносило свой вклад в борьбе с врагом. Они помогали горожанам, военным, разбирали завалы после регулярных рашиских атак по Николаеву. Совместная работа в городе не дала Николаеву превратиться в руины. В городе активно работал общественный транспорт, а желающие могли легко эвакуироваться с помощью коммунальных автобусов.
"ЭЛУ автодорог Николаев"
С первого дня войны КП начало строить блокпосты, ведь в городе сразу появились военные, выполнявшие свои обязанности – контроль и обеспечение защиты мостовых сооружений. Военные, стоящие на определенных узлах пересечения улиц и мостов, были открыты, поэтому "ЭЛУ автодорог" начало строить для них блокпосты.
- После того, как мы обустроили блокпосты по периметру наших мостовых сооружений, высшее руководство обращалось, чтобы мы продолжили строить блокпосты на линии обороны. Приобщалось много людей, кроме коммунальных предприятий, помогали коммерческие, волонтеры. Я считаю, что это в определенной степени повлияло и на настроение и боевой дух защищавших нас бойцов, - говорит Барашковский.
Кроме того, предприятие помогало военным.
–Мы сразу же начали привозить военным помощь, потому что было холодно. К нам обращалось много помогавших людей. Военные постоянно спрашивали, можно ли, например, им привести буржуйки, мусорные бочки. Мы развозили помощь по блокпостам, - отметили в "ЭЛУ автодорог" .
На предприятии признаются, что год был действительно трудным, ведь работники регулярно разбирали завалы после вражеских обстрелов. Тридцать два крупнейших прилета, в результате которых были разрушены частично или полностью объекты, разбирали именно сотрудники "ЭЛУ автодорог" .
–Перед нами ставили очень ответственные задачи, ведь нам приходилось разбирать завалы после вражеских обстрелов. Именно "ЭЛУ автодорог" после каждого прилета по гражданской инфраструктуре, по школам, где не было военных, по высшим учебным заведениям, где не было военных, по нашим больницам, получало задачу разбирать разрушенные постройки. После того, как ГСЧС проводили определенные задачи по проверке; после того как полиция проделала всю работу, зафиксировав прилет; мы начинали разбирать завалы. Иногда из-за огромного объема работ мы работали с коллегами из других предприятий. Мы работали интенсивно и быстро, чтобы люди видели реакцию коммунальных служб, чтобы понимали, что город продолжает жить, ведь когда неубранные завалы - это давит морально на человека , - отмечает Денис Барашковский.
"Николаевэлектротранс"
Год войны стал годом вызовов для "Николаевэлектротранса". Кроме того, что на маршрутах работали троллейбусы и трамваи, КП производило противотанковые ежи и развозило воду по городу. Позже, КП начало устанавливать и защитные остановки-укрытия по городу.