Грандиозная встреча первых троллейбусов: Николаевскому "рогатому" 54 года- ФОТО

В Николаеве троллейбусы являются одним из основных средств передвижения горожан. 

Редакция сайта 0512.com.ua решила рассказать историю строительства пуско-троллейбусного движения и поведать о первых троллейбусах, появившихся в Николаеве. 

Без собственной мастерской и с шестью троллейбусами 

Впервые троллейбус проехал по Николаевским дорогам 29 октября 1967 года. В этот день горожанам представили шесть троллейбусов “Киев-4” Киевского завода электротранспорта, которые были в преимуществе еще на протяжении пяти лет. 

Открытие троллейбусного движения стало настоящим грандиозных событием для николаевцев. На торжественное мероприятие, проходившее на Привокзальной площади, собрались и взрослые, и дети, чтобы увидеть, как впервые по городу проедет новый для Николаева вид транспорта. 

Спустя два месяца в городе уже было 10 троллейбусов. Однако поначалу троллейбусный парк и ремонтная база отсутствовали, поэтому первые троллейбусы ремонтировались на улице Пушкинской, а мойка производилась на грузовом вокзале. Сложные поломки устранялись в трамвайном депо.

Строительство троллейбусного депо завершилось весной 1970 года, а к концу года парк насчитывал уже 73 единицы подвижного состава.

Развитие маршрутов на протяжении 50 лет 

Так первая линия соединяла старый железнодорожный вокзал и кольцо у старого городского кладбища, однако за два месяца появилась еще одна линия, соединяющая старый железнодорожный вокзал с Центральным рынком и в городе уже насчитывалось 10 троллейбусов. Стоит отметить, что маршрут №2 оказался самым жизнеспособным, пережив самые тяжелые времени города. 

Троллейбус 2

Спустя почти год была проведена контактная сеть на отрезке улицы Пушкинской от проспекта Центрального до улицы Большой Морской. Далее по Большой Морской сеть проложили к парку “Народный Сад” (бывший Петровского). По этой ветке начал курсировать маршрут №3 - от парка к старому вокзалу. А также в город прибыли первые 14 троллейбусов “ЗиУ-5”, собранные на заводе им. Урицкого. Это был комфортабельный и вместительный вид общественного транспорта. 

Троллейбусную линию в Лески строило несколько организаций, а также было сооружено две тяговые подстанции, мощность каждой составила 1 200 кВт, смонтировано 252 опоры, уложено 8 километров кабеля. Длина линии составила более 6 километров. 

А через год был открыт маршрут № 4 “Вокзал - Лески”, курсирующий по проспекту Центральному и улице Генерала Карпенко. После чего начались массовые поставки троллейбусов “ЗиУ-682” различной модификации. Они были более вместительные, отличались современным дизайном и комфортабельностью как для водителя, так и для пассажиров. И до независимости Украины, почти 10 лет, данная модель занимала все 100% подвижного состава Николаевского троллейбусного парка. За все время в город поступало 180 единиц данного электротранспорта. 

Однако работа линии №4 временно была прекращена в 2001 году и лишь  после 13-летнего перерыва маршрут возобновили. Через год, в 2015 году, также была возобновлена ​​работа маршрута №9 “Вокзал Николаев пассажирский – микрорайон “Северный”.

Вскоре после появления маршрута №4 появилась пятая троллейбусная линия - от начала Октябрьского проспекта по проспекту Мира до станции Сортировочная. Длина маршрута составляла около 5 километров. 

Из-за стремительного развития Николаева, появилась необходимость в строительстве еще одной троллейбусной ветки, которая связывала бы город и микрорайон Соляные. Так и появился маршрут №6, курсирующий от парка “Народный сад” через разводной мост и до конца проспекта Героев Украины. В 2009 году маршрут №6 был продлен от агрообразования в микрорайон “Северный”.

Троллейбус 6

В 1980-е годы на линиях Николаева работало 95 троллейбусов, а движение осуществлялось с 05:00 до 01:00. 

В это же время появляется седьмая ветка троллейбусного движения, а перенос пассажирского вокзала на станцию “Сортировочная” внесли некоторые изменения в маршрутную схему города. Троллейбусы, следовавшие в Лески, стали заезжать в новый микрорайон Намыв.

В середине 90-х, для разгрузки центра города, решили провести так называемый эксперимент, в результате чего на улицах Николаева появились непривычные “поезда”, состоящие из двух троллейбусов “ЗиУ-682”. Сначала они ходили по маршруту № 6, а затем стали работать на специально организованной линии № 2 “Лески - Вокзал Николаев пассажирский”.

Пару лет спустя в Николаеве впервые появились троллейбусы украинского производства. Модель ЛАЗ-52522 производилась на Львовском заводе. А уже в 2002 году город приобрел самые востребованные и надежные в Украине днепропетровские троллейбусы. Спустя еще четыре года в Николаеве появился первый низкопольный троллейбус, которые приглянулся городу и власти вскоре приобрели еще несколько подобных моделей. 

В 2017 году, в честь 50-летия пуско-троллейбусного движения в городе, был организован “парад троллейбусов”, где были представлены различные марки электротранспорта, существующие в Николаеве. Также для горожан проводили экскурсии по троллейбусному депо. 

На сегодняшний день Николаев ожидает открытия новой троллейбусной линии в направлении Корабельного района. Так в декабре 2020 года на перегоне в Корабельный район начали устанавливать опоры для контактной линии. К этому моменту срезали все мешающие работам борды и убрали МАФы. 

Работы пройдут в три этапа: сначала опоры будут устанавливать на участке от проспекта Мира до улицы Строителей. Потом – от улицы Строителей до улицы Космонавтов и от улицы Космонавтов до улицы Авангардной.

Также в 2021 году подписали договор на получение 40 новых троллейбусов на автономном ходу. Этот вид транспорта будет ездить, как подключаясь к электросети, так и от аккумулятора. 

По материалам сайта Николаевского горсовета. 

Фото из интернета.