Дороги в Николаеве всегда были и в ближайшем времени будут основным предметом нареканий. Водители жалуются на качество асфальта, на то что укладывают его в дождь и снег. Изучая историю Николаева, выясняем, что городские дороги проблемными были всегда. На это не влияли ни время, ни градоначальники, ни государственный строй.
Редакция сайта 0512.com.ua поинтересовалась, как ремонтировали дороги в Николаеве на протяжении двухсот лет.
Городские дороги в 19 веке
Как пишут историки, серьезно занимавшиеся этим вопросом, до середины 19 столетия в Николаеве не было мощеных улиц. Жители, торговцы со своим товаром, извозчики передвигались по грунтовке. Градоначальники не спешили тратить бюджетные деньги на устройстройство нормальных дорог. И, как в современное время, жители начали жаловаться. В Городскую Думу и канцелярию военного губернатора пачками поступили жалобы. Торговцы жаловались, что в грязи ломаются телеги и пачкается товар. Жаловались родители студентов и гимназистов - не возможно после дождей и талого снега дойти до учебных заведений. К ним присоединилось завсегдатаи театров, ресторанов и даже кладбищ. Многие не могли себе позволить лишнюю пару обуви, а городская грязь сапоги просто уничтожала. Да и в таким виде в приличном месте не появишься.
Наконец Городская Дума уступила натиску недовольных горожан. Но как оказалось быстро замостить дороги в Николаеве 19 века невозможно. Нужно получить разрешение из Санкт-Петербурга. В Государственном архиве Николаевской области хранится переписка трех николаевских военных губернаторов Николая Аркаса, Михаила Манганари и Алексея Пещурова с канцелярией с Собственной канцелярие Его Императорского величества. Как отмечает историк Игорь Гаврилов, губернаторы приложили к письмам все необходимые документы: схемы основных путей следования товаров в городе, списки первоочередных для замощения улиц. Чтобы получить разрешение на укладку брусчатки губернаторам понадобилось 8 лет. Переписка длилась с 1875 по 1883 год.
Брусчатку положили на 15 объектах, где как считала городская власть, она необходима в первую очередь. Во всех пояснениях указан подвоз грузов на рынки и торговые площади. Проходимым стал подъезд к Варваровскому мосту. Отдельно говорится об улице Адмиральской. Ее замостили до военного госпиталя. Это был, путь соединяющий большую часть учебных заведений, присутственных мест, Адмиралтейства, казармы морские и сухопутные с госпиталем.
Уложили брусчатку на Артиллерийской, Николаевской и Католической (сейчас ул. Адмирала Макарова). Сделано это, чтоб соединить Спасский рейд с Царским дворцом для прибытия высочайших особ. К столетию Николаева были замощены портовая территория, припортовая местность, занятая хлебными магазинами, и большая половина центра города, которая соединялась мощными линиями с окраинами во все стороны - с портом и кладбищем, с Адмиралтейством, Ингульским мостом и Военной пристанью в Спасске.
Уложенная брусчатка до сих пор еще сохранилась в Николаеве. Ее можно увидеть на улицах Обсерваторной и Севастопольской, а также возле Ингульского спуска.
Карта замощения дорог в Николаеве в 19 веке
Городские дороги в 20 веке
С началом нового века работы по мощению улиц не прекращались. В первом десятилетии 20 века эти работы сместились на окраины города. Цивилизация постепенно приходила и туда. Об этом свидетельствует то, что в отчетах и докладах стали появляться названия названия улиц Военный рынок, 9-я Поперечная, 3-я Кладбищенская улицы, и даже хутор Водопой. Отметим, что укладывали брусчатку не на всех улицах. Ремонт городских дорог приостановила Первая Мировая война, а потом и последующие конфликты.
Об приведении улиц в порядок в Николаеве заговорили в начале 30-х годов 20 века. Как пишет историк Елена Пономарева, в Николаеве к концу 1930 г. в Николаеве насчитывалось 124 улицы с общей протяженностью около 152 км. В это число входили также новые улицы в районе Спасско-Вокзального шоссе (например, Водопроводная), Сухого фонтана и Шлагбаума. 100% замощены 44 улицы, не замощены - 56 (45,6% от общего числа). Среди них можно назвать такие улицы - Курьерская, Курьерский переулок, Инвалидная, Поперечные, Спортивная, 8 Марта, Радостная и почти вся Дальняя Слободка.
Далее работы прервала Вторая мировая война. После освобождения Николаева восстанавливали город и конечно же взялись за улицы.
Во второй половине 20 века брусчатку заменяет асфальт. Строятся новые микрорайоны, город расширяется. Поэтому вопросов об нормальных улицах практически не возникает. Незаасфальтированными остаются ( и так до сих пор) часть Лесков с экзотическим названием Абиссиния. И только в конце 80-х серьезно взялись за Старый Водопой, а именно улицы частного сектора.
Городские дороги в 21 веке
Практически с самого начала 21 века николаевцы все больше и больше возмущаются качеством дорог в городе. Теперь говорят не только об окраинах, а и о центре Николаева.
В 2008 году на главной улице Николаева, которая в те годы еще называлась Советской, начался ремонт. На нее загнали спец-технику. Дорожники, причем не николаевские, а криворожские, срезали старый асфальт, перерабатывали его и укладывали наново. До сих пор спорят, а нужен ли был этотремонт. Тогда в асфальт “закатали” 2 миллиона гривен. Спешили ко Дню города. Издание “Преступности.Нет” процитировало мэра Владимира Чайку:
“Ко Дню города мы поменяли асфальт на центральной улице Николаева. Теперь у девушек, которые ходят по Советской, каблучки не будут застревать в трещинах. Больше они не будут ругать мэра и говорить, какой он плохой”.
Это было сказано в сентябре 2008 года. А уже через год на отремонтированной улице появился провал, который спешно заделывали.
К 220 годовщине в Николаеве заасфальтировали часть улицы Потемкинской - там, где она проходит через центр города. Правда асфальт продержался лишь несколько лет, и сейчас эта улица требует капитального ремонта. Ее центральную часть начали ремонтировать в 2020 году. Подрядчик снял старый асфальт, положил плитку между рельсами и новый асфальт на полосах для автотранспорта. Будет ли эта улица отремонтирована когда-нибудь полностью - вопрос открытый.
К 220 летию пытались отремонтировать и проспект Ленина (ныне проспект Центральный). После одной из зим снег сошел вместе с асфальтом. В районе улицы Садовой можно было увидеть дореволюционную брусчатку. Проспект залатали. Но ремонт транспортной магистрали города можно назвать бесконечным. Хотя об его окончании отчитывались и в 2015 году. 28 апреля мастерам дорожного ремонта осталось нанести последние штрихи на магистральное полотно по проспекту Ленина. Считалось, что асфальтирование центральной артерии города завершено.
Приход в город большегрузов еще больше усугубило состояние стареньких городских дорог. Страдают Пушкинская и Никольская. Дорожное полотно на них напоминает складки “гофре”. Но чаще всего говорят о многострадальной улице Новозаводской. Ее ремонт начали в 2020 году. По улице будут класть бетонное покрытие. Договор с фирмой выигравшей тендер на проведение капитального ремонта улично-дорожной сети по улице Новозаводская от улицы Херсонской шоссе и до улицы Китобоев, заключили еще в августе 2020 года на сумму 32 миллиона 131 тысяча гривен. Работы собираются завершить в 2021 году.
Еще одна “головная боль” николаевских автомобилистов - улица Индустриальная. Хотя назвать это улицей было сложно. Она скорее напоминала грунтовую дорогу - ямы и грязь. Департамент ЖКХ 11 июня объявил тендер на текущий ремонт дороги по улице Индустриальная от улицы Каботажный спуск до улицы Крылова за 7 миллионов 671 тысячу 980 гривен. В итоге, победителем признали Дочернее предприятие "Лидер", которая в ходе торгов снизила сумму до 5 миллионов 299 тысяч 992 гривен. Ее ремонт начали в августе 2020 года. Но эта дорога страдает от большегрузного транспорта. Поэтому неизвестно, сколько продержится новое покрытие.Эпопея николаевских дорог продолжается уже два столетия. И судя по всему, нас ждет еще много подобных событий.