Непростая работа: один день из жизни водителя николаевского трамвая, - ФОТО

С самого утра, только собираясь на работу, мы часто жалуемся на недосып и ранний подъем, но совсем не задумываемся о том, что водитель маршрутки/трамвая или троллейбуса встает еще раньше, чтобы мы успели вовремя к месту назначения.

Редакция 0512.ua. решила провести день с водителем трамвая, дабы показать изнанку работы и взглянуть на поездку в электротранспорте с другой стороны.

Несмотря на пол пятого утра, работа на Николаевэлектротрансе вовсю кипит: везде горит свет, а в диспетчерской собирается очередь из водителей трамваев, которые вот-вот выйдут на маршруты и начнут развозить жителей Николаева.

“Если есть какие-то заявки о поломках, то сюда записываем и мастер устраняет. Этот документ очень серьезный. Без него мы не имеем права выезжать”, - показывает тонкую книжечку водитель трамвая, с которым буду накатывать круги.

Прежде, чем сесть в трамвай, каждый сотрудник обязательно заходит к медсестре, где ему измеряют давление, проверяют на алкогольное опьянение и ставят отметку в путевом листе.

Сегодня провести день с водителем, который начал свою работу на предприятии еще в далеких 90-х, Игорем Щербаковым

“Я пришел на эту работу случайно. Развал Союза, работы нет и думал, что поработаю тут год-два и уйду. Потом я вошел во вкус. Эта работа постоянно заставляет совершенствоваться. Дисциплина, график, постоянно какие-то усилия над собой”, - рассказывает Игорь.

Смена водителя начинается в 5 утра. Встает же Игорь около 3-х, чтобы успеть собраться, позавтракать и дойти до остановки, где его и забирает служебный трамвай. Кстати, трамвай, который развозит работников электротранса курсирует всю ночь. Сегодня у водителя разрывной график: это значит, что он выезжает утром и работает до 10 утра, потом заезжает на предприятие, где занимается реконструкциями подвижного состава и только в три дня выезжает обратно.

О работе, скорости трамвая и рутине

Водителем Игорь работал до 2011 года, потом перешел электронщиком 6-го разряда в депо, а сейчас вернулся опять на трамвай. Примечательно, что вождение у Игоря очень плавное и спокойное, будто едешь в автомобиле по идеальной дороге, а не в трамвае. Скорость у трамваев одинаковая, интервал между каждым составляет 8 минут, а поэтому никто не может ехать быстрее или медленнее. То, что нам иногда кажется, что трамвай едет слишком медленно, скорее всего просто наша психология, ведь, когда мы спешим, транспорт как назло едет сродни улитки, но это не так. По городу скорость трамвая около 25 км/час.

“Когда я начинал работать, люди были добрее и интереснее...С другой стороны где-то улыбнулись тебе и уже хорошо”.

Важным качеством водителя является стрессоустойчивость, далее способность к монотонной работе, собранность .

“Уклон делается на моральным качества больше, а не на техническое. Техническое к тебе придет или нет”.

Смены у водителя разные: два через день, или же три дня подряд.

Два с половиной круга по маршруту № 1

Маршрут достался первого трамвая: Яхт-Клуб - Широкая Балка. Водители же узнают, какой у них будет маршрут только тогда, когда приходят на смену. Это своего рода лотерея, никогда не знаешь, где будешь ездить.

“Я никогда не знаю на какой маршрут меня поставят. Мне нравится 10 маршрут, там уже все пассажиры знакомые, здороваемся, смеемся, шутим”, - делится Игорь.

На вопрос не надоедает ли целый день ездить кругами по заезженному маршруту, Игорь ответил отрицательно и развеял все скучное представление об этой работе своим оптимизмом, романтикой и умением замечать детали.

“Вот сейчас непогода, а смотришь на лужи, а они сверкают от фонарей, луна светит. И так красиво. Утром выезжаешь ни машин, ни людей. Зимой бело, снег блестит. Весной запахи разные, акация цветет”.

Детские мечты и реальность

В детстве Игорь хотел быть водителем авто, мечта практически сбылась, теперь он водитель трамвая. Изменились только виды транспорта.

“Эту работу нужно любить, любую работу нужно любить. Если ты любишь свою работу, то тебе и рано вставать в радость”

Но все же электронщиком Игорю нравится быть больше, нежели водителем.

“Тут я уже достиг потолка. Выше уже ничего не получится. И уже молодые наступают на пятки. А там есть развитие и интеллектуально растешь. Там мне есть, куда расти. Каждый день появляются задачи, которые нужно решать”.

Многозадачность и внимательность превыше всего

Сложность водителя и в том, что кроме непосредственного слежения за дорогой, нужно и выдавать билеты. Тут без внимательности никак. Я решила проявить инициативу и попробовать продавать билеты, это действительно дискомфортно, ведь нужно быстро отсчитать нужное количество билетов, взять деньги и пересчитать их. В первое время было непривычно и собралась достаточная очередь, но спустя время, вошла во вкус и продавала билетики, будто занимаюсь этим всю жизнь. Примечательно, что все люди улыбались и благодарили, попутно здороваясь с давно знакомым им водителем.

Женщины-водители

“На женщин идет очень большая нагрузка: и психологическая, и физическая. Ты отработала смену, ты приходишь домой и занимаешься еще домашними делами, а утром опять вставать в 3 часа и идти на работу”

На предприятии 60% составляют женщины, с одной стороны мы привыкли видеть водителей женщин, но с другой стороны работа довольно сложная. Игорь объясняет это тем, что девушки более спокойные, нежели мужчины. Также работает много семейных пар, что удобно, когда графики совпадают. И нет, это не мешает работе, ведь муж и жена часто работают на разных маршрутах.

О вредителях

Трамваи регулярно страдают от вандалов, которым хочется что-то испортить. Так, салоны исписывают, режут сиденья, а недавно даже обстреляли. Водители же стараются не допускать таких происшествий и хотят, чтобы в салоне пассажирам было приятно.

“Водитель же хочет, чтобы пассажирам было приятно: ототрет надписи, заштопают сиденья”

Любовь к тому, чем занимаешься

К своему месту работы Игорь относится с трепетом. Всегда старается что-то усовершенствовать, чтобы ему было приятно работать, а пассажирам ездить. Любовь к вагону заметна: чисто внутри и снаружи.

В свободные от работы дни Игорь, как пассажир не ездит. Старается больше ходить пешком, исключение из правил - только если очень далеко нужно идти, тогда может воспользоваться услугами транспорта.

“Всех водителей уже узнаешь по их манере езды. Кто и как себя ведет на разных участках. Когда приходят молодые, тогда не можешь узнать, но позже уже понимаешь кто за рулем”, - делится Игорь.

После каждого круга он выходит и проверяет трамвай на исправность. 

“Смотри, вышло солнце”, - опять-таки заметил деталь Игорь. Мы же выезжали, когда только светало, а небо было темно-синим от дождя.

К 10 утра водитель трамвая успел сделать два с половиной круга по маршруту, который является самым длинным среди всех, продать около ста билетов и получить столько же “Спасибо”. Приехав обратно на предприятие Игорь также осматривает трамвай и занимается техническими делами. А к трем часам дня опять выйдет на маршрут.

Напомним, что к юбилею николаевского трамвая редакция подготовила фоторепортаж. Подробнее читайте ТУТ,