На всей территории нашей страны процветала художественная обработка дерева. Дереву придавали красивый резной узор и расписывали его. Для прокалывания кудели изготовляли шпильки.

Распространена была и посуда, резные декоративные ложки, предметы мебели, полочки и вешалки. Изделия из дерева ручной работы уже тогда высоко ценились. Все предметы покрывали довольно грубой резьбой, но привлекали внимание прялки с простым геометрическим орнаментом, сквозной ажурной резьбой в виде крупных розеток, куда часто вставляли зеркальца.

Иногда в качестве ажурного рисунка появлялся пышный букет из цветок в вазоне. Цветы и листья при этом подкрашивали, чтобы добиться наибольшей реалистичности изображения. Резьбой украшали и обувь. Ее изготавливали из дерева и украшали металлическими блестящими накладками.

Сельское жилище имело сдержанные, строгие цвета с большим количеством серебристого, желтого, теплого коричневого и цвета обожженной глины. Только к концу XIX века в интерьере появляется множество красочных пятен. Сундуки и буфеты, покрывала и полотенца вносят нотку веселости в приглушенные теплые тона избы.

Деревянные скульптуры устанавливали среди холмов, по берегу озер, лесов и около жилищ. До наших дней дошли не окрашенные скульптуры. Они потемнели от дождя, снега и ветров, несут отпечаток времени и эмоционально воздействуют на человека.

Это резные кресты, изображения покровителей. Существовали и лиричные скульптуры, они отображали эстетические идеалы народа, нередко языческие взгляды. Например, скульптура богоматери была облачена в простые одежды. Поэтому в ней мы видим крестьянскую мать.

Она обучает мальчика, водя пальцем по толстой книге. Образ приобретает светлые, нежные чувства. Образы Марии и Анны также по-матерински истрактованы народом. Христос превращается в реалистичного человека, полного глубокой задумчивости. Он облачен в простую одежду крестьянина, лишен торжественности и более привлекает простодушный народ. Святого Иосифа изображали сеятелем.

В таких скульптурах много наблюдений из жизни, житейской мудрости. Скульптуры безымянны, но многие из них создавались мастерами с большим талантом. Подкрашивание придавало скульптуре еще большую реалистичность.

Существуют даже целые мемориальные комплексы с монументальными скульптурами выше двух метров высотой. Каждая скульптура посвящается определенному моменту в драматическом действии. Каждая скульптура в отдельности глубоко народна.