Центральными в музее являются залы В.В.Верещагина, которые имеет художественно-мемориальный характер. В них экспонируются произведения выдающегося российского художника-баталиста второй половины ХІХ века, а также его личные вещи.

 В.В. Верещагин отразил в своих работах многие противоречия современной ему действительности. Будучи участником нескольких войн, он показал их во всем многообразии, при этом подчеркивал безмерные страдания, которые приносит людям война, с большой любовью описывал стойкость и мужество простого солдата.

Большое по размеру полотно «Орлы» («Забытый солдат») написано Верещагиным в 1885 году, принадлежит к индийской серии работ художника и посвящено событиям колонизации Индии английскими завоевателями. Путешествуя по Индии в 1874-1876, Верещагин создал этюды, собрал этнографический материал. По возвращении в Европу, художник создает индийскую серию, которая впервые была экспонируема на выставке работ Верещагина в Лондоне, в 1887 г.

На полотне художник изображает убитого забытого в горах английского пехотинца, который лежит на едва заметной тропинке, его винтовка отброшена в сторону, она больше никогда ему не понадобится. Товарищи не похоронили умершего – в суматохе битвы они не заметили его гибели. Яркое голубое небо занимает 3/4 полотна. Небо, горы – символ вечности, свободы, жизни. Художник противопоставляет вечность бессмысленной гибели человека.

К индийской серии работ относятся также два реалистичных пейзажа «В Индии. Снега Гималаев», «Снега Гималаев. В наивысшем узле горы. В Сиккими», которые были созданы в конце 70-х-нач. 80-х годов. Мотивы величественной нетронутой природы привлекают живописным мастерством. На фоне безоблачного синего неба четко вырисовываются покрытые снегом вершины Гималаев.

Во время путешествия на Кубу и Филлипинские острова в 1901-1902 годах, где еще остались следы испано-американской войны 1898 года, автор создал несколько работ на эту тему. Среди них особенно известна серия "Письмо к матери" (1901), три картины из которой принадлежат музею. Основное внимание в них художник уделяет глубоко трагическому образу американского солдата, который, умирая, так и не успел, продиктовать письмо к матери. События испано-американской войны отображены также и в картине "Допрос перебежчика" (1901).

В экспозиции зала представлены эскизы, этюды, рисунки художника, выполненные в разные годы. Написанные уверенной рукой большого мастера, они точно и всесторонне передают характер местности, особенности быта разных народов, архитектуры.

Творчество В.В. Верещагина, которое демонстрирует ужасы войны, остается актуальным и в наши дни, когда борьба за мир стала самой актуальной проблемой для всех народов.

Отдельно в экспозицию включено полотно, которое принадлежит к балканской серии - "В турецкой покойной. Покойницкая турецкого лазарета в кампанию 1877-1878 гг. (Турецкий госпиталь в Плевно)".