В этом году в выставочных планах нашей галереи наблюдается некая симметрия – мы начинали год первой выставкой проекта «Провинция», на которой были представлены работы художника-автодидакта (то есть такого, художественное обучение которого происходило преимущественно через самообразование) из Нового Буга Геннадия Пономаря, а завершаем так же выставкой автодидакта, выставляющегося под псевдонимом Людвиг Деч.

Излюбленными жанрами Людвига являются портрет, натюрморт и в особенности пейзаж, который и превалирует на данной выставке. Пишет свои работы он преимущественно по памяти или с выполненных на пленэре этюдов. География его пейзажей достаточно широка – от Чукотки, где он побывал в качестве члена геодезической экспедиции, до Соединенных Штатов Америки, куда он ездил с визитом к дочери и посмотреть знаменитые американские музеи (Метрополитен, Вашингтонский и Филадельфийский музеи). Украина также приставлена – и Запад (Карпатский регион, Львов) и, собственно, Юг.

При создании работы, особенно пейзажа, главным для художника является передача ощущения, яркого эмоционального переживания от увиденного, как в его замечательной работе «Вечереет в Вашингтоне», в которой художник попытался воссоздать атмосферу вечернего города, в которую он погрузился, выйдя из музея. Хотя большинство работ написаны по памяти или со старых этюдов, их нельзя назвать «сконструированными», как часто бывает в таких случаях; художник пытается создать иллюзию среды – «чтобы человек почувствовал, что он может туда войти, как в лес». Вследствие этого работы получают дополнительное измерение – это не просто пейзажи, но некие истории-переживания об этом пейзаже: вот полярная ночь – прекрасная и суровая, в снегах которой единственная надежда – теплящийся огонек в окошке одинокого жилища, либо же это четыре дерева в Пенсильвании – словно четыре таинственных существа, застывших на границе мира людей и мира природы, или же ясное утро где-то в Карпатах с его золотым светом и идиллией остановившегося времени.

Спецификой подобного творчества является искренность эстетического переживания, которое, при достаточном уровне владения художественной техникой, позволяет художникам-автодидактам создавать работы лирические и эмоциональные, которые всегда вызывают сопереживание у зрителя.